Анализ международной производственной кооперации в российской авиастроительной промышленности (на примере ЗАО "Гражданские самолеты Сухого") - page 8

П.А. Дроговоз, В.А. Хрущева
8
100 мест. Также преимущественно из-за французских партнеров про-
изошла задержка с сертификацией двигателя самолета на два года [13].
Проведенный анализ международной производственной коопера-
ции в российской авиастроительной промышленности показал, что ЗАО
«ГСС» в этом проекте — интегратор, компания, отвечающая за весь са-
молет в целом перед авиакомпаниями. Сумев сохранить статус разра-
ботчика высокотехнологичной сложной техники, она объединила луч-
шие решения современного авиастроения и создала конкурентоспособ-
ный продукт с высокой долей добавленной стоимости. Использование
международной кооперации (как производственной, так и научно-
производственной) с точки зрения создания и производства изделия
позволило:
– сократить срок разработки, выйти на рынок раньше конкурентов;
– сертифицировать ВС по современным отраслевым стандартам
эффективности и качества;
– перенять опыт западных производителей, что положило начало
преодолению технологического и производственного отставания
1990-х годов.
Также проведенный анализ выявил следующие недостатки меж-
дународной кооперации:
– отечественные производители комплектующих мало задейство-
ваны из-за неконкурентоспособности своей продукции;
– неправильный выбор ключевых партнеров по кооперации мо-
жет привести к отклонению от плана и убыткам.
На примере SSJ-100 — первого гражданского проекта ОАК при
участии масштабной международной кооперации необходимо научить-
ся более тщательно подбирать компании для сотрудничества в проекте,
заранее рассматривать все возможные угрозы и риски, а также разраба-
тывать возможные выходы из сложившихся ситуаций с минимальными
потерями. Например, в случае PowerJet S.A. — совместного предприя-
тия НПО «Сатурн» с компанией Snecma — можно продублировать
ключевого поставщика и развернуть работу по созданию подходящего
двигателя для дальнемагистрального SSJ вместимостью до 130 пасса-
жиров.
Что касается перспектив российской авиационной промышленно-
сти, то однозначно можем сказать, что она должна быть независимой
и сохранить многолетний опыт и имидж разработчика ВС. Частичная
национализация производственной кооперации возможна и ожидаема
в ближайшем будущем благодаря поддержке государства и увеличе-
нию собственных усилий компаний по модернизации производства.
Однако на сегодняшний день, несмотря на то что российским ком-
плектаторам отдается приоритет при отборе в ЗАО «ГСС», они еще
недостаточно конкурентоспособны.
Частичная национализация международной производственной ко-
операции не отменяет и не сможет отменить взаимовыгодного сотруд-
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11
Powered by FlippingBook