216
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012
УДК 681.513
А.В. П р о л е т а р с к и й , К.А. Н е у с ы п и н
СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ
НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ
И КОМПЛЕКСОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Приведены типы исследуемых летательных аппаратов и их навига-
ционные системы. Рассмотрены алгоритмические методы компен-
сации погрешностей навигационных систем и комплексов. Исследова-
ны способы использования алгоритмов автономной коррекции инер-
циальных навигационных систем, алгоритмов оценивания, управления,
комплексирования и прогнозирования.
E-mail:
Ключевые слова
:
автономная навигационная система, модель погреш-
ностей навигационной системы, алгоритм оценивания, комплексирова-
ние, алгоритм самоорганизации, генетический алгоритм.
Введение.
Успешное решение задач управления летательными
аппаратами (ЛА), в частности беспилотными ЛА (БЛА), во многом
определяется уровнем развития измерительной техники. Информа-
ционные сигналы измерительных систем имеют погрешности, обу-
словленные конструктивными особенностями и условиями функцио-
нирования ЛА и БЛА. Повышение точности измерительной инфор-
мации предполагает исследование погрешностей и последующую их
алгоритмическую компенсацию [1–3].
Рассмотрены вопросы повышения точности навигационных си-
стем, функционирующих в различных режимах, а также навигацион-
ных комплексов (НК) возвращающихся в атмосферу БЛА одноразо-
вого действия (баллистические ракеты), а также атмосферные ЛА и
БЛА многоразового действия.
Исследуемые типы БЛА.
В данной статье
основное внимание
уделено БЛА одноразового действия, функционирование которых
исследовано на атмосферном участке полета. Возвращающиеся в ат-
мосферу БЛА могут двигаться по баллистической траектории и тра-
ектории с планирующей фазой. Указанные типы БЛА управляются
аэродинамическими силами [4].
Атмосферные БЛА одноразового действия представлены семей-
ством многообразных крылатых ракет. Беспилотные ЛА осуществ-
ляют полет на основе информации о различных физических полях:
радиолокационном, геомагнитном, оптическом. Для получения этой
информации на борту БЛА могут быть установлены радиолокацион-
ные системы, фотоаппаратура и др. Поступившая информация срав-
нивается с априорной информацией в коридоре полета с помощью
корреляционно-экстремальной системы [3].
Рассмотрим возвращающиеся в атмосферу ЛА или БЛА многоразо-
вого действия, например аппараты типа «Шаттл—Буран», способные
функционировать в беспилотном режиме, а также БЛА X-37v, X-47.