Улучшение проходимости, плавности хода и управляемости летательных аппаратов и транспортных средств с регулируемым комбинированным шасси на воздушной подушке - page 2

В.Н. Наумов, В.А. Брусов, А.А. Долгополов, Д.А. Чижов
,
Ю.Ю. Мерзликин, А.С. Меньшиков
2
поверхностях, отличающихся в несколько раз бόльшими по высоте
периодически чередующимися неровностями, чем на обычных аэро-
дромах, связаны с ростом возмущений от поверхности передвижения и
превышением уровня допустимой динамической нагруженности ЛА.
Понизить динамическую нагруженность ЛА с ШВП при движе-
нии по таким поверхностям до приемлемого уровня можно путем
управляемого изменения сил и моментов ШВП. Об этом свидетель-
ствует, в частности, опыт управления колебаниями автомобилей и
гусеничных машин [1, 2].
Добиться продольного и поперечного моментов от воздействия
ШВП на ЛА для обеспечения управления его продольными и попе-
речными колебаниями возможно, например, благодаря задаваемому с
помощью поворотных заслонок, расположенных за нагнетателями,
перераспределению потоков воздуха между носовыми и кормовыми
частями бортовых полостей баллонов и соответствующему измене-
нию избыточных давлений в навесных элементах и секциях воздуш-
ной подушки (ВП) под элементами [3, 4].
Для решения указанной проблемы необходимо определить раци-
ональные способы управления объектом, выбрать оптимальные по
нескольким критериям исполнительные устройства (приводы) для
систем управления. Наиболее подходящим вариантом привода явля-
ется автономный электрогидравлический привод дроссельного регу-
лирования или электропневматический привод с однокаскадным
управлением типа сопло — заслонка [5].
Для описания динамики движения ЛА с ШВП при разбеге и про-
беге использована система дифференциальных уравнений простран-
ственного движения ЛА, дополненная дифференциальными уравне-
ниями движения массовых расходов воздуха через полости ШВП.
Аэродинамические силы и моменты при движении ЛА представлены
в принятой форме. Силы и моменты от ШВП выражены через произ-
ведения избыточных давлений в секциях ВП и их площадей, кон-
тактного сопротивления элементов ограждения с поверхностью и
импульсного сопротивления воздуха на входе в нагнетатели.
Математическая модель сформирована по блочному принципу,
который делает ее универсальной, позволяя изменять форму пред-
ставления блоков в соответствии с конкретными задачами или
накоплением экспериментальных данных. Обобщенная математиче-
ская модель ЛА с ШВП на этапах разбега и пробега (рис. 1) пред-
ставляет собой:
уравнения пространственного движения ЛА, в которых учтены
силы и моменты от ВП, силы и моменты от входного импульса в
нагнетатели ВП и аэродинамические движители, силы и моменты
при контакте гибкого ограждения с опорной поверхностью, аэроди-
1 3,4,5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook