Снижение вертикальной нагрузки самолета при движении по неровным взлетно-посадочным полосам управлением характеристиками амортизированных стоек шасси - page 1

Снижение вертикальной нагрузки самолета при движении…
1
УДК 532.91
Снижение вертикальной нагрузки самолета
при движении по неровным взлетно-посадочным полосам
управлением характеристиками амортизированных
стоек шасси
© В.А. Брусов
1
, В.Н. Наумов
2
, Д.А. Чижов
2
,
А.А. Долгополов
1
, Ю.Ю. Мерзликин
1
, А.С. Меньшиков
1
1
ФГУП «ЦАГИ», НИМК ЦАГИ, Москва, 105005, Россия
2
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
На основе предварительных расчетов динамической нагруженности самолета,
имеющего параметры, близкие к параметрам самолета Ту-334, показано, что
снижение нагруженности самолета при разбеге и пробеге по неровной взлетно-
посадочной полосе (ВПП) может быть реализовано посредством управляемого
изменения характеристик амортизационных стоек шасси при взлете и посадке.
При управлении колебаниями самолета путем изменения характеристик аморти-
зационных стоек с формированием сигналов обратной связи по углу тангажа или
по вертикальной перегрузке динамическая нагруженность самолета может быть
уменьшена соответственно на 5 и 10…30 % в зависимости от профиля неровно-
стей ВПП. Управление жесткостью амортизационных стоек оказывается неэф-
фективным, что обусловлено большим запаздыванием в процессе изменения упру-
гих характеристик стоек шасси (порядка 0,5…1 с). Эффект снижения
динамической нагруженности достигается на основе управления демпфированием
стоек (при реальном быстродействии изменения площади дросселирующих отвер-
стий 0,001 с).
Ключевые слова:
самолет, взлетно-посадочная полоса, амортизация, шасси,
управление, взлет, посадка, безопасность, динамическая нагруженность, пере-
грузка
.
Для обеспечения безопасной эксплуатации самолетов с колесным
шасси в малоосвоенных и труднодоступных регионах необходимо
существенное улучшение взлетно-посадочных характеристик само-
летов. Выполнение этого условия позволит понизить требования к
качеству и обслуживанию взлетно-посадочных полос (ВПП), снизить
стоимость создания и содержания аэродромов, что очень важно при
реализации полетов по малонагруженным линиям.
Шасси предназначены не только для ограничения перегрузки при
посадочных ударах и обеспечения требуемого нормами летной год-
ности транспортных самолетов числа взлетов и посадок (25 тыс.) [1],
но и для уменьшения динамических нагрузок планера летательного
аппарата (ЛА) при разбеге и пробеге по ВПП (длина дистанции для
пассажирских и транспортных самолетов за срок службы составляет
более 200 тыс. км). При этом даже при использовании достаточно
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,...11
Powered by FlippingBook