1 / 11 Next Page
Information
Show Menu
1 / 11 Next Page
Page Background

Влияние накопленных повреждений на расчетную скорость…

1

УДК 620.178.3

Влияние накопленных повреждений

на расчетную скорость малоцикловой трещины

© Н.К. Веретимус, Д.К. Веретимус

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Изучено влияние циклических повреждений на закономерности образования и ро-

ста трещины при термомеханическом нагружении. Для сплава ЭИ437Б и корпус-

ной стали 15Х2НМФА получена зависимость скорости роста трещины и числа

циклов, за которое трещина прорастет на длину

l, от циклического поврежде-

ния. Обоснована необходимость учета влияния кинетических полей накопленных

повреждений на скорость роста трещины.

Ключевые слова:

повреждения, поля повреждений, скорость роста трещины, мало-

цикловое разрушение, долговечность

.

В последнее время большое внимание уделяется тяжелым соци-

альным, экономическим и экологическим последствиям, к которым

приводят аварии и катастрофы, происходящие в результате эксплуа-

тации сложных технических систем.

Концепция максимальной гипотетической аварии включает в себя

определение прочности и поврежденности элементов конструкций на

базе исследования напряженно-деформированного состояния (НДС)

высоконагруженных несущих элементов системы с учетом внешних

и внутренних динамических нагрузок. В соответствии с этой концепци-

ей весьма актуальным является определение расчетно-эксперимен-

тальным способом ресурсных характеристик несущего элемента кон-

струкции, подверженного малоцикловому изотермическому и неизо-

термическому термомеханическому нагружению, с учетом процессов

накопления эксплуатационных повреждений.

Наиболее экономичным способом решения задачи о процессах

накопления повреждений и исчерпания ресурса [1, 2] является мате-

матическое моделирование процессов деформирования и накопления

повреждений для расчетного определения ресурса [1–3]. Однако этот

способ с использованием экспериментальных данных о механиче-

ских свойствах конструкционных материалов не всегда позволяет

получить достаточную точность, так как учесть все многообразие

нагрузок и конструктивных форм, а также их динамику в процессе

эксплуатации крайне сложно.

В математической модели необходимо наиболее полно отразить

процессы, происходящие в материале изделия при нагружении. Для

конструкций современного машиностроения (энергетического и

транспортного, авиации, ракетной техники, реакторостроения и т. п.) в