Previous Page  2 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 16 Next Page
Page Background

С.Н. Илюхин, А.Г. Топорков, В.В. Корянов, Р.Э. Аюпов, Н.Г. Павлов

2

высокая степень отказоустойчивости системы к нештатным си-

туациям.

Разработка полноценной иерархической структуры системы

управления требует детализации конкретных подсистем с учетом всех

взаимосвязей [1]. В рамках данной работы изложены некоторые осно-

вы синтеза такой структуры в ходе конструкторского аванпроекта по

созданию принципиально нового типа БПЛА, в частности, архитекту-

ра контура управления, методы построения каналов внутренней и

внешней систем связи, а также этапы полунатурных и натурных испы-

таний системы стабилизации.

Аванпроект перспективного БПЛА.

В МГТУ им. Н.Э. Баумана

в рамках научно-исследовательской деятельности ведется работа над

молодежными проектами, одним из которых является проект «Суб-

орбитальный ракетоплан» [2]. Указанный проект особо интересен

тем, что система управления в этом случае создавалась с чистого ли-

ста, без использования элементов экспертного оценивания [3], по-

скольку не был собран достаточный массив статистических данных,

полученных в результате анализа свойств существующих образцов.

Следует также отметить, что в отличие от большинства любитель-

ских проектов по созданию БПЛА в данной работе проводили струк-

туризацию и синтез не командной, а комбинированной системы

управления.

Суборбитальный ракетоплан представляет собой перспективный

многоразовый БПЛА с разгонными блоками, расположенными по

тандемной схеме. Летательный аппарат служит для выведения полез-

ных грузов на высоту низких орбит искусственных спутников Земли,

проведения исследовательских опытов в условиях микрогравитации,

выполнения функций связи и дистанционного зондирования Земли.

Схема полета суборбитального ракетоплана (рис. 1) на первом

участке представляет собой типичную программу выведения с про-

должительным вертикальным участком и вершиной траектории в

нижних слоях термосферы (~ 100 км). Однако второй участок полета,

в отличие от типовых ракет-носителей, для последней ступени раке-

топлана не является этапом баллистического спуска. Перед входом

в более плотные слои атмосферы изменяется геометрическая конфи-

гурация БПЛА путем разворота несущей аэродинамической поверх-

ности, что приводит к трансформации компоновки аппарата от ра-

кетной к планерной схеме. Последующий участок полета является

планирующим. По первоначальным оценкам, дальность полета суб-

орбитального ракетоплана может достигать 1000 км. Следует упомя-

нуть, что на начальном этапе проектирования полет ЛА на конечном

участке предполагается пассивным, однако дальнейшее введение ак-

тивного участка разработчиками не исключается. Приземление аппа-

рата представляет собой неуправляемый парашютный спуск.