1 / 12 Next Page
Information
Show Menu
1 / 12 Next Page
Page Background

1

УДК 536.8

Разработка и испытания противообледенительной

системы обогрева судовых воздухозаборных решеток

© Ю.И. Димитриенко

1

, В.Ю. Чибисов

1

,

А.Г. Кирчанов

2

, Р.Ю. Ворошилов

2

1

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

2

Группа компаний «Би Питрон», Санкт-Петербург, 191014, Россия

Представлены результаты разработок отечественной технологии создания

противообледенительных систем обогрева воздухозаборных решеток, применяемых в

судовых системах вентиляции и кондиционирования. Разработаны и изготовлены

экспериментальные образцы противообледенительной системы обогрева (ПСО). На

основании климатических испытаний разработанной ПСО воздухозаборных решеток

показано, что эта система полностью удовлетворяет предъявляемым требованиям к

эксплуатации в арктических условиях при температуре до –60 °С. Разработанная

ПСО может быть использована для защиты от обледенения воздухозаборных

решеток в составе судовых систем вентиляции ледоколов, подобных атомным

ледоколам серии «Москва», предназначенных для эксплуатации в арктических

условиях.

Ключевые слова:

противообледенительные судовые системы, воздухозаборные

решетки, электронагревательные системы, теплообмен, климатические испыта-

ния, математическое моделирование

.

Введение.

В настоящее время большое значение приобрела про-

блема развития арктических территорий России и освоения океан-

ского шельфа для добычи полезных ископаемых, а также нефте- и

газопродуктов. В связи с этим важной задачей российского судострое-

ния является создание специальных судов для плавания в высоких

широтах, в том числе перспективного ледокольного флота. Одна из

серьезных проблем, которые приходится преодолевать проектиров-

щикам арктических судов, — борьба с обледенением ответственных

частей судовых конструкций, в том числе воздухозаборников систем

вентилирования и кондиционирования воздуха жилых и производ-

ственных помещений [1, 2]. При обледенении решеток систем венти-

ляции сужается поперечное сечение воздухозаборных трактов,

уменьшается количество воздуха, поступающего в судовые системы,

что может вывести их из строя.

В настоящее время у судостроителей нет большого опыта в про-

ектировании систем защиты от обледенения вентиляционных реше-

ток [3–6]. Опыт проектирования систем обогрева труб и емкостей

общепромышленного назначения, имеющийся у таких мировых ли-

деров в области разработки промышленных систем обогрева, как