1 / 11 Next Page
Information
Show Menu
1 / 11 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 2

2016 1

УДК 521.31:629.78 DOI 10.18698/2308-6033-2016-02-1466

Довыведение космических аппаратов

на геостационарную орбиту

с помощью электрореактивных двигателей

© А.В. Яковлев, А.А. Внуков, Т.Н. Баландина

АО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва»,

662971, Железногорск, Красноярский край, Россия

Проанализированы схемы выведения космического аппарата (КА) на геостацио-

нарную орбиту (ГСО) с использованием электрореактивной двигательной уста-

новки (ЭРДУ). Получены необходимые значения затрат массы рабочего тела и

времени для довыведения КА на ГСО с переходной орбиты. Для определения эф-

фективности довыведения проведено сравнение семейства переходных орбит. Об-

суждаются проблемы, связанные с нахождением КА в радиационном поясе Земли.

Показаны преимущества довыведения КА, оснащенного ЭРДУ, на ГСО.

Ключевые слова:

космический аппарат, геостационарная орбита, переходная ор-

бита, электрореактивная двигательная установка, эффективность довыведения.

Введение.

Актуальность работы обусловлена тем, что довыведе-

ние космического аппарата (КА) на геостационарную орбиту (ГСО) с

помощью электрореактивной двигательной установки (ЭРДУ) созда-

ет преимущества по количеству затрачиваемого топлива по сравне-

нию с применением для этой цели химических двухкомпонентных

реактивных двигателей. Для выведения на орбиту геостационарных

КА, разработанных в России, широко используют ракеты-носители

(РН), которые эксплуатируют совместно с разгонным блоком, спо-

собным осуществить необходимые маневры для перевода КА с

геопереходной орбиты на геостационарную.

Однако возросшая в последнее время конкуренция между произ-

водителями РН, в частности успешная эксплуатация сравнительно

недорогой РН Falcon-9 и планы по созданию РН Ariane-6, которая

также, предположительно, будет обладать низкой стоимостью, ведет к

росту интереса потенциальных заказчиков к РН, выводящим полезную

нагрузку на геопереходную орбиту с низким перигеем.

При такой схеме от КА требуется наличие собственной апогейной

двигательной установки (АДУ), используемой для перевода (довыведе-

ния) спутника с геопереходной орбиты на рабочую. Это условие не по-

зволяет КА, не имеющим собственной АДУ, успешно конкурировать на

мировом рынке. В связи с этим перед отечественными разработчиками

геостационарных спутников стоит задача обеспечить переход с орбиты

с низким перигеем на ГСО с помощью собственных двигателей КА [1].