1 / 15 Next Page
Information
Show Menu
1 / 15 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 3

2016 1

УДК 629.78 DOI 10.18698/2308-6033-2016-03-1474

Анализ текущего состояния процесса контроля

при управлении полетом космических аппаратов

© С.В. Соловьев

1

, Н.В. Мишурова

2

1

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

2

ОАО РКК «Энергия» им. С.П. Королёва, Королёв, 141071, Россия

Рассмотрена существующая методика контроля при управлении полетом косми-

ческих аппаратов. Исследована возможность использования интеллектуальных

программ для алгоритмизированного анализа вероятности возникновения не-

штатной ситуации.

Приведен общий алгоритм обработки телеметрической ин-

формации (ТМИ) для исключения сбоев, проанализировано использование различ-

ных форматов отображения. Выявлено, что для наилучшего восприятия инфор-

мации и качественного вторичного (алгоритмизированного) анализа ТМИ,

представленной на форматах контроля, они должны быть унифицированы по

способу представления информации. Предложены четыре основных вида пред-

ставления ТМИ. Выделены требования правильного структурирования важнейших

составляющих при контроле динамического процесса КА. В статье обоснована необ-

ходимость прогнозирования располагаемого ресурса КА, деградации характеристик

служебных систем.

Ключевые слова:

телеметрическая информация, нештатная ситуация, управле-

ние полетом, тарирование.

Введение.

Управление

полетом современного космического аппа-

рата (КА) — сложный технологический процесс, который направлен

на достижение целей полета [1]. Основной целью является выполне-

ние программы полета, при этом решаются следующие задачи:

— обеспечение деятельности экипажа для пилотируемых косми-

ческих кораблей (ПКК);

— работа полезной нагрузки (ПН) и бортовых систем (БС) КА;

— выполнение научно-исследовательских задач;

— выполнение практических целевых задач;

— выполнение технологических целевых задач и др.

Контроль в процессе управления полетом КА играет роль обратной

связи, с помощью которой определяют состояние и функционирование

КА [2], процесс выполнения программы полета и запланированных

полетных операций, корректность реагирования на принятые управля-

ющие воздействия и др.

При осуществлении контроля важная роль отводится анализу

телеметрической информации (ТМИ) [3, 4]. Анализ ТМИ начинается со

сбора исходных данных со стартового комплекса — от момента

включения КА и далее непрерывно на протяжении всего полета.