моделей опасных явлений и алгоритмов прогноза катастроф. Многие
неустойчивости, бедствия и катастрофы последних лет были спрогно-
зированы более 10 лет назад [3]. И здесь встает вопрос о механизмах и
системах управления, которые позволили бы использовать имеющиеся
прогнозы и алгоритмы.
Характерным примером является ситуация с лесными пожарами в
России. В 2008 г. в ИПМ им. М.В. Келдыша РАН по инициативе МЧС
РФ была выполнена работа, посвященная этим проблемам. Один из ее
выводов состоял в том, что ближайший засушливый год выводит этот
тип бедствий на уровень национальной катастрофы. С этой работой
было ознакомлено руководство МЧС РФ и РАН, а часть его опублико-
вана в открытой печати [13, 14]. Были даны конкретные рекомендации
и показано, что фактическая ликвидация Рослесавиаохраны, сокраще-
ние 70 тысяч лесничих, уменьшение соответствующих расходов (они,
к примеру, в 120 раз меньше в расчете на гектар леса, чем тратится
в Канаде) и созданные организационные структуры лишают возмож-
ности адекватно отреагировать на подобную угрозу. К сожалению,
рекомендации учтены не были. Сделанный прогноз в полной мере
оправдался в 2010 г. Ущерб от чрезвычайных ситуаций жаркого лета
этого года, по данным МЧС РФ, оценивается в 900 миллиардов рублей.
Другими словами, отсутствие эффективных механизмов управле-
ния и соответствующих систем поддержки принятия решений не по-
зволило воспользоваться имевшимися моделями, алгоритмами и про-
гнозами. Это заставило на новом уровне вернуться к проблемам упра-
вления рисками природных и техногенных бедствий и катастроф с
учетом новых вызовов и новых возможностей.
Путь решения ряда управленческих и организационных проблем с
использованием вычислительной техники на основе идей кибернетики
был намечен в 1970-х гг. в работах Стаффорда Бира [15]. Соответству-
ющий подход был воплощен в системе государственного управления
в Чили в переломный момент истории страны и показал весьма вы-
сокую эффективность. Эти идеи легли в основу
ситуационных цен-
тров,
направленных на предоставление лицам, принимающим реше-
ния, имеющейся информации в наиболее ясном и наглядном виде и
на организацию процедуры обсуждения, необходимого для выработки
решения.
В ходе выполнения ряда проектов, связанных с управлением рис-
ками на отраслевом, региональном и федеральном уровнях, в ИПМ
им. М.В. Келдыша РАН сформировалась концепция построения си-
стем поддержки принятия управленческих решений —
когнитивных
центров.
Типовая схема регионального или отраслевого центра пред-
ставлена на рис. 3.
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2012
123