Table of Contents Table of Contents
Previous Page  1 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 1 / 12 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 4·2016 1

УДК 621.398 DOI 10.18698/2308-6033-2016-04-1482

Разработка модифицированного метода анализа

нештатных ситуаций для оперативного принятия

решений по управлению космическим аппаратом

© И.А. Рожнов

ОАО «РКК «Энергия», г. Королев, Московская обл., 141070, Россия

Изучен один из подходов к модификации алгоритма автоматизированного анализа

на основе матриц состояний. Для оценки состояния бортовых систем космического

аппарата (КА) предложено заранее формировать множество рассмотренных клас-

сов. Поскольку потенциальное количество нештатных ситуаций достаточно вели-

ко, выбраны параметры, по которым проводится ограничение количества классов.

В первую очередь исследуются системы с наибольшей вероятностью отказа, далее

предлагается ограничивать классы по действиям оперативной группы управления и

формировать оценочную функцию для отдельно взятого класса. Такая постановка

задачи позволяет повысить эффективность оперативного управления, а универ-

сальность данного алгоритма — провести анализ работы практически всех посто-

янно действующих бортовых систем и динамических процессов КА.

Ключевые слова:

космический аппарат, автоматизированное управление, теория

принятия решений, оперативное управление полетом, нештатная ситуация, ав-

томатизированный анализ данных.

Введение.

При управлении любой технической системой необхо-

димо контролировать перечень параметров, которые характеризуют

объект управления, состояние подсистем, качество выполнения под-

системами функций, предполагающее наличие обратной связи по

контролируемым параметрам.

При управлении космическим полетом постоянной оценке подвер-

гаются все виды параметров состояния космического аппарата (КА),

внешней полетной обстановки и компоненты автоматизированной

системы управления космическим полетом (АСУ КП). При этом ин-

тегральная оценка контролируемых параметров в каждый момент

времени должна гарантировать способность КА выполнить про-

грамму полета, обеспечить безопасность экипажа, прохождение

управляющих воздействий на борт и адекватную реакцию на них,

полноту объема получаемой информации с борта для оценки текуще-

го состояния [1].

Таким образом, контролю подлежат все основные процессы и

подсистемы КА и АСУ КП, участвующие в управлении, а также па-

раметры внешней среды, в которой проходит полет. При управлении

космическим полетом осуществляется оценка безопасности и состоя-