Previous Page  11 / 32 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 32 Next Page
Page Background

Параметры Челябинского и Тунгусского метеороидов…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 6·2016 11

Математическая модель взрыва, применяемая в описываемом рас-

четном методе, упрощена. В ней взрыв небесного тела подобен ядерно-

му, т. е. происходит одномоментно и является сферически симметрич-

ным. Поэтому при расчетах важно указать именно ту «точку» взрыва,

которая позволяет наилучшим образом аппроксими-ровать точечно

действительно значительно более сложный и длительный взрывной

процесс. Это возможно сделать только варьированием основных рас-

четных параметров точечного взрыва в разумном диапазоне их измене-

ния, сопоставляя при этом расчетные и наблюдаемые параметры, харак-

теризующие распространение от него ударной волны, и получая

наилучшее согласование расчетных и экспериментальных данных. При

этом естественно полагать, что высота этого точечного взрыва лежит в

интервале высот 27…30 км.

Усредненное значение географических координат точки траектории

Челябинского метеороида с высотой, соответствующей середине этого

весьма короткого участка траектории, по очень близким данным из ис-

точников [2, 5, 13], равна 54,87° с. ш. и 61,20° в. д. Отклонение по ши-

роте от данных, использованных в работе [2], составляет 0,02°, а по

долготе различия вовсе не зафиксированы. Расчетное время взрыва

не изменилось — 9:20:30 15 февраля 2013 г. Расчетный геодезиче-

ский азимут траектории составил 283,2° [5] — это означает, что объ-

ект двигался в целом с востока на запад, отклоняясь к северу на 13,2°,

что на 1,3° меньше, чем в ранних расчетах, с азимутом, определен-

ным по следу метеороида.

Для того чтобы начать численные расчеты в рамках описываемой

модели, остается определить только еще один параметр — где-

нибудь, но достаточно далеко от эпицентра взрыва требуется узнать

максимальный перепад давления на ударной волне. И в ранней статье

автора [2], и в вышедших позднее работах крупных авторских кол-

лективов [4, 5] подобные параметры определялись по состоянию

остекления зданий в зоне разрушений, т. е. по наличию и/или доле

разбитых оконных стекол в зоне действия ударной волны. На карте,

приведенной в источнике [5], фрагмент которой представлен на

рис. 1, по данным МЧС (светло-оранжевые точки), а также по поле-

вым изысканиям соавторов статьи [5] (малиново-красные точки), по-

казаны районы Челябинска и населенные пункты одноименной обла-

сти, в которых оконные стекла были разбиты. Желтые точки на карте

отмечают пункты выпадения мелких осколков метеороида, и в рас-

сматриваемом контексте интереса для нас пока не представляют. Не

закрашенные точки показывают пункты, где значимые количества

разбитых стекол не были обнаружены.