1 / 14 Next Page
Information
Show Menu
1 / 14 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 9·2017 1

УДК 519.6+523.68 DOI 10.18698/2308-6033-2017-9-1669

Математическая модель разлета осколков

метеорного тела после разрушения

© В.Т. Лукашенко

1, 2, 3

, Ф.А. Максимов

1, 2

1

ИАП РАН, Москва, 123056, Россия

2

МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 119992, Россия

3

ВЦ им. А.А. Дородницына РАН ФИЦ ИУ РАН, Москва, 119333, Россия

Для расчета обтекания системы осколков метеорного тела разработан метод мо-

делирования на системе сеток, который позволяет рассматривать тела различных

форм, размеров и масс, а также допускает достаточно произвольное относитель-

ное положение тел в потоке. Это дает возможность реализовать алгоритм со-

пряжения аэродинамического и баллистического расчетов. Алгоритм протестиро-

ван на примере задачи о разлете двух идентичных круговых цилиндров, которые

расположены на прямой, перпендикулярной набегающему потоку. Полученные зна-

чения скоростей разлета тел хорошо согласуются с теоретическими оценками.

Даны рекомендации применения метода для расчета и описания разлета двух круго-

вых цилиндров разного размера. Рассмотрена задача о разлете двух тел, имеющих

форму половинок цилиндра. Показано, что вследствие явления гистерезиса тела

должны совершать периодические колебания расходящегося характера.

Ключевые слова:

моделирование, динамика, метеорное тело, разрушение, осколки,

сверхзвук, полет

Введение.

При входе в атмосферу метеорное тело под воздей-

ствием увеличивающегося скоростного напора и теплового нагрева

разрушается. В результате разрушения может образовываться доста-

точно сложная система из многих тел (осколков). Аэродинамические

свойства каждого тела в такой системе не будут соответствовать

аэродинамическим свойствам тела, подобного по геометрии, но обте-

каемого изолированно. Необходимо учитывать взаимное влияние тел,

которое может быть значительным. Задача определения аэродинами-

ческих свойств системы таких тел (каждого и в среднем всех) являет-

ся достаточно сложной.

При исследовании движения системы из двух тел вначале следу-

ет решить задачу определения аэродинамических характеристик тел

в достаточно широком диапазоне возможных относительных поло-

жений, а затем задачу динамики фактически с учетом взаимного вли-

яния. При этом для системы из двух тел выбор их возможных отно-

сительных положений достаточно хорошо оценивается. Однако

оценку аэродинамических свойств можно осуществить только с по-

мощью экспериментальных исследований в аэродинамических тру-

бах или используя методы вычислительной аэродинамики. Примеры

экспериментальных исследований аэродинамических свойств систе-