ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
57
На рис. 3,
в
,
совмещены зависимости интенсивности изменения
мутности эталона летнего дизельного топлива и топлива, взятого с
АЗС. Хотя кривая несколько отличается от кривой, показанной на
рис. 3,
б
,
основные интервалы совпадают. Минимальное значение
температуры на интервале застывания составило –15,8 °С, что под-
тверждает созданную методику, так как исследования описанного
образца дизельного топлива стандартными методиками не выявили
отклонений от ГОСТа.
Цель методики определения концентрации воды (обводненности)
в нефтепродуктах — контроль состояния топлив и масел в процессе
хранения, при котором с течением времени продукт может насы-
щаться водой. Это приводит к существенным отклонениям в его ра-
боте вплоть до выхода из строя. Методика апробирована и описана
для летнего дизельного топлива, как одного из самых распространен-
ного в промышленности и часто требующего длительного хранения.
Методика основана на сравнительном принципе. На первом этапе
проводится построение калибровочных данных. Для этого осуществ-
ляется снятие кривых охлаждения для чистого образца топлива и об-
водненного образца с различной концентрацией воды: 1, 2 и 3 %. На
рис. 4 показаны кривые охлаждения для этих образцов.
Анализ кривых показывает, что при низких температурах не
только происходит сдвиг кривой охлаждения влево, но и увеличение
мутности по отношению к эталонному топливу. Изменение этих по-
казателей позволяет оценивать материал по заданному критерию.
Следует отметить, что форма получающейся для каждого образца
кривой также имеет определенное значение. Она имеет характерные
изменения при нарушении состава топлива только за счет обводне-
ния. При появлении на кривой нехарактерных для обводненности
участков достоверность всей методики ставится под сомнение. Веро-
ятно, в этом случае в топливе имеются другие примеси.
Второй этап — построение тарировочного графика (рис. 5). Для
этого определяется сумма разностей сигналов, полученных от эта-
лонного и загрязненного образцов.
Рассматриваемый метод удобен для регулярного контроля топлив
или масел при их хранении. В таких условиях происходит однократ-
ная калибровка по поступающему образцу и в дальнейшем возможна
экспресс-проверка его на обводненность. Инструментальная погреш-
ность определения степени обводненности с помощью комплекса со-
ставляет 450 мг/кг [2].
Определение характера потери текучести материала при
охлаждении для нефтепродуктов не является регламентируемым по
ГОСТу. Однако в случае топлив и смазочных материалов оно важно с
технологических позиций, так как падение текучести происходит не
только в момент застывания, а с самого начала фазовых превраще-
ний. Методика реализуется в два этапа. На первом этапе строится ти-
пичная кривая охлаждения образца для установления характера