ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012
41
Увеличить число операторов, команды которых будет распозна-
вать система, можно с помощью так называемого метода многих эта-
лонов (ММЭ). Представляет интерес использование этого метода
совместно с методами динамического искажения времени на основе
применения сложных решающих правил и композиций алгоритмов
распознавания. Альтернативным направлением разработки методов
распознавания речи может стать построение энграммных моделей
различных типов, некоторые модификации которых обладают спо-
собностью к инкрементальному обучению и использованию кон-
текстной информации. Такие модели требуют разработки дискретных
признаковых описаний.
Самостоятельной задачей является планирование диалога в си-
стеме «человек–робот». В общем случае диалог представляет собой
последовательность речевых сообщений, которыми обмениваются
робот и оператор. Если каждое сообщение – это текущее состояние
диалога, то сценарий диалога – это совокупность его состояний от
начального до конечного и переходов между ними. Исходным состо-
янием диалога служит команда оператора, структура которой была
рассмотрена выше. Далее возможно развитие диалога, например, по
одному из следующих сценариев:
1)
уточнение состава команды
,
2)
уточнение операции
.
Сам сценарий описывается протофреймом, а
конкретная реализация диалога фиксируется в виде фрейма-
экземпляра. Например, для сценария «
уточнение состава команды
»
протофрейм имеет следующий вид:
<(1)исходный текст команды>,
<(2)недостающий компонент>, <(3)фокусирующий запрос опера-
тору>, <(4)вторичный текст команды>, <(5)число итераций>,
<(6)окончательный вид команды>
.
Возможность включения в
структуру фрейма процедурной информации позволяет в случае не-
удовлетворительного уточнения оператора организовать цикл по за-
полнению содержимого слотов 1–4 фрейма-сценария. Недостаток ис-
пользования аппарата фреймов при организации диалога состоит в
отсутствии хронологической информации и невозможности учета
истории диалога. В этом случае возникает необходимость введения
внешнего менеджера диалога, задача которого – выход из тупиковых
веток диалога, если оператор, например, не способен предоставить
необходимую уточняющую информацию. Тогда по инициативе си-
стемы могут быть предложены возможные готовые варианты ответа,
задание другой команды или переход в режим гностических опера-
ций. Основой для управляющего воздействия менеджера диалога
может служить процедурная информация, включенная в сам фрейм-
сценарий [9].
История диалога и состояний робототехнической системы может
использоваться как признаки в задаче распознавания следующего
элемента сценария диалога. Такой подход позволяет создавать си-