30
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
ния — нагрузки, при которой в соединении появляется зазор, т. е. ис-
чезает контактное давление.
Методом фотоупругости по разработанной методике исследована
концентрация напряжений в моделях соединений с радиальным натя-
гом на одноточечных образцах [23, 24]: в плоском образце на пересе-
чении осей симметрии установлен с натягом только один штифт
(
болт). При растяжении, сжатии и сдвиге рассмотрены два варианта
соединений: низкосдвиговое (рис. 4,
а
) —
образец нагружен, штифт не нагружен;
высокосдвиговое (рис. 4,
б
) —
нагрузка
передается через штифт. В работах [25—
27]
исследована концентрация напряже-
ний в моделях многорядных соединений.
В [2] изложен приближенный метод рас-
чета соединения с радиальным натягом
при комбинированном нагружении.
Исследованию
влияния
высоты
головки болта и ее перекоса на концен-
трацию напряжений после затяжки со-
единения посвящены работы [28, 29]. На
модели пакета методом оптически чув-
ствительных вклеек [30, 31] изучено вли-
яние усилия затяжки соединения, а также способа постановки болта
(
заталкивание или втягивание) на величину ККН.
Для определения ККН в потайной и выступающей головках болта
был использован метод замораживания объемных и плоских моделей
[32].
В той же работе исследовано влияние эксцентриситета прило-
жения нагрузки к болту при его постановке на концентрацию напря-
жений.
Рис. 3. Модель с оптически чувствительной вклейкой
Рис. 4. Схема нагруже-
ния низкосдвигового (
а
)
и высокосдвигового (
б
)
соединений