20
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2012
батывания отсечного устройства пульсации давления в трубопроводе
равны нулю [27]. Для этой цели предлагается специально подбирать
закон изменения площади проходного сечения трубопровода за время,
соизмеримое с периодом первого тона собственных упругих колеба-
ний жидкости в трубопроводе.
Доцент Н.И. Бондаренко выполнил расчет гидроудара в сложных
разветвленных гидросистемах на основе явной конечно-разностной
схемы [28]. Кроме того, он указал на возможность прекращения ко-
лебаний давления в трубопроводе после его полного закрытия, если
время перекрытия трубопровода равно четному числу фаз гидравли-
ческого удара.
Уравнения (1) в линеаризованном виде используют для решения
задач
об акустических колебаниях потока сжимаемой жидкости в
трубопроводе, а формула (2) соответствует одной из форм записи
выражения для скорости звука в этой системе. На основании этого
академик К.С. Колесников, профессора В.Н. Баранов, В.Г. Кинелев,
П.М. Шкапов, доценты В.И. Дронг, Е.Н. Солохин, Ю.М. Степанчук,
старший научный сотрудник С.Л. Перов сформулировали и решили
важные практические задачи динамики трубопроводных гидросистем
по изучению устойчивости и нахождению их динамических характе-
ристик (собственных частот, АЧХ, ФЧХ и др.), а также исследованию
автоколебаний в отдельных контурах.
В ранних работах академика К.С. Колесникова [29, 30] были
рассмотрены вынужденные колебания жидкости в прямолинейном тру-
бопроводе как один из важных вопросов для топливных систем лета-
тельных аппаратов, а в статье [31] кратко изложена теория продольных
колебаний жидкостной ракеты. В результате обобщения большого объ-
ема теоретических и экспериментальных (стендовых и натурных) ис-
следований было показано, что ракета потенциально является автоколе-
бательной системой, в которой основным источником продольных ко-
лебаний является упругий корпус ракеты с жидким топливом в баках,
источником энергии — мощный жидкостный ракетный двигатель, об-
ратной связью — система подачи топлива от баков к двигателю. Резуль-
таты этих исследований в качестве отдельных глав вошли в моногра-
фию [9].
В.Н. Барановым совместно с Ю.Е. Захаровым методом теории
струйного обтекания, разработанным Н.Е. Жуковским, теоретически
и экспериментально решены задачи о взаимодействии твердых тел
различных геометрических форм с идеальной и реальной жидкостью.
Результаты этих исследований широко применяют на практике при
расчете и конструировании электрогидравлических вибрационных
механизмов. По данному научному направлению было защищено не-
сколько диссертаций и выполнено более десяти дипломных студен-
ческих проектов.
В 1970—1990-х годах на кафедре под руководством академика
К.С. Колесникова и профессора В.Г. Кинелева были проведены ис-