ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Приборостроение». 2012
298
априори неизвестны. Фактически, такая система имеет очень боль-
шое сходство с подвижной спутниковой связью (ПСС), способной
обслуживать глобальную зону обзора (17,4

17,4
)
узконаправлен-
ным лучом (1,0…2,0
)
при малых потерях коэффициента усиления
(
КУ) на краях сектора обзора.
а
б
Рис. 1. Приемо-передающая антенная система RF компании TRW& Electronics:
а
в транспортном положении;
б
в рабочем положении
Широкоугольное электрическое сканирование обеспечивают ан-
тенны, построенные по принципу фазированных антенных решеток
(
ФАР). Однако ФАР для формирования узкого луча с высоким КУ
требуют большого количества дорогостоящих излучателей и фазо-
вращателей, управляемых делителей мощности и т. п., что увеличи-
вает стоимость бортовой аппаратуры, ее сложность и массу. В то же
время при базировании КА на ГСО сектор сканирования ФАР дол-
жен составлять не более
8,7
.
В связи с этим применение ФАР
оправдано только в случае их многоцелевого использования.
Поэтому построение бортовой антенны, сочетающей в себе ма-
лую стоимость, сравнительно небольшую массу и осесимметричное
электрическое сканирование лучом в небольших пределах (
8,7
)
яв-
ляется
актуальной
задачей.
Решением, близким к поставленной задаче является построение
бортовой антенной решетки (АР) из крупноапертурных излучателей
(
КАИ), сочетающей в себе преимущества как ФАР, так и гибридно-
зеркальных антенн (ГЗА) [4, 5].
В работе [4] рассмотрена оптимизация КАИ на основе ГЗА, поз-
воляющего (КАИ) создать бортовую антенную решетку с характери-
стиками, близкими к оптимальным для обслуживания глобальной зо-
ны обзора с ГСО.
Задачей оптимизации КАИ [4] являлась разработка отдельного из-
лучателя бортовой АР, при котором обеспечивается минимальное ко-