ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Приборостроение». 2012
260
Результаты этих разработок продемонстрировали высокий уровень
достижимых энергетических и ресурсных характеристик и определили
основные направления совершенствования конструкции двигателя.
В нашей стране велись работы по разработке ДМТ на газооб-
разных кислороде и водороде тягой 150 и 25 Н. Результатом прове-
денных работ стали испытания ДМТ тягой 150 Н, в результате кото-
рых были найдены параметры надежного запуска двигателя.
Также в настоящее время испытываются кислород-водородные
ДМТ с номинальной тягой 400 и 20 Н.
В целом, анализ материалов по кислород-водородным двигателям
малой тяги показал следующее:
к настоящему времени накоплен определенный опыт разработок
и экспериментальных исследований ДМТ на газообразных кислороде
и водороде, включая двигатели, работающие в импульсных режимах;
уровень тяг разработанных образцов ДМТ лежит в диапазоне
0,3…6,7
кН;
в качестве смесительных элементов используются, главным об-
разом, коаксиальные и центробежные форсунки, в отдельных случаях
струйные и щелевые форсунки;
для обеспечения теплового состояния камеры двигателей ис-
пользуются различные способы охлаждения: завесное, емкостное (в
районе критического сечения сопла), радиационное (в закритической
части сопла), регенеративное;
в качестве конструкционных материалов широко используются
медь и никель (для внутренней огневой стенки камеры сгорания) и
жаропрочные сплавы, в частности, на основе ниобия и рения;
зажигание топливной смеси осуществляется, как правило, с по-
мощью электрических систем зажигания. Рассматривается возмож-
ность применения газодинамических систем воспламенения.
Однако следует отметить, что пока не удалось обнаружить све-
дений об эксплуатации кислород-водородных двигателей малой тяги.
Вместе с тем, очевидные экологические преимущества наряду с анали-
тическим подтверждением эффективности применения двигательной
установки с двигателями малой тяги на газообразном топливе (кисло-
род + водород), позволяют рассматривать задачу создания таких дви-
гателей и двигательных установок как одну из перспективных.
Основными направлениями решения данных научно-технических
задач являются:
создание высокоэффективных смесительных головок, обеспе-
чивающих высокую полноту сгорания топлива при своих небольших
габаритах;
проведение исследований кинетики процессов воспламенения
газообразного кислорода и водорода при низких температурах в ши-
роком диапазоне значений коэффициента избытка окислителя в целях
обеспечения требуемых динамических характеристик двигателей;