112
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
лоразмерной ступени центробежного компрессора (ЦБК), приведенно-
го на рис. 1, осуществляется на модернизированном стенде в НИИ ЭМ
МГТУ им. Н.Э. Баумана, гидравлическая схема которого представлена
на рис. 2. Рабочее тело сжимается в ступени
1
исследуемого ЦБК и
подается в напорный трубопровод с электроприводной дроссельной
заслонкой
4
, служащей для изменения гидравлического сопротивления
тракта, откуда поступает в водоохлаждаемый газоохладитель
5
, а за-
тем через сопло Вентури
6
возвращается на всас ЦБК.
Рис. 1. Рабочее колесо малорасходного центробежного компрессора
Приводом рабочего колеса компрессора служит высокооборот-
ный электродвигатель на постоянных самарий-кобальтовых магни-
тах, разработанный и изготовленный ОАО “Аэроэлектромаш”.
Рабочее колесо ЦБК установлено в роторе электропривода
9
, к
которому подводится трехфазный электрический ток переменной ча-
стоты от регулируемого статического частотного преобразователя
(РСЧП)
10
мощностью 45 кВт, запитываемого от трехфазной элек-
трической сети переменного тока напряжением 380 В через автомат
безопасности. Ротор вращается в двух опорных и одном упорном га-
зодинамических подшипниках.
Охлаждение статора электродвигателя осуществляется проточной
водой, которая поступает по трубопроводу через вентиль. В охлади-
тель газа вода поступает по трубопроводу, который имеет запорно-
регулирующую арматуру. Вспомогательный охладитель газа служит
для отвода теплоты от газа
2
, идущего на охлаждение подшипнико-
вых узлов и ротора.
При определении характеристик ступени компрессора требуется
контролировать большое количество данных, подлежащих считыва-
нию и накапливанию. Для этого экспериментальный стенд оборудо-
ван системой измерений, сбора и обработки информации. Система
1 3,4,5,6,7,8