Рис. 6. Виброускорения крыла в точке
A
1
не противоречат опытным по частоте колебаний, и по декременту их
затухания. Действительно, частота колебаний, полученная опытным
путем, изменяется в диапазоне от 1,21 до 1,44 Гц, а расчетное значение
составляет 1,33 Гц. Несущественное расхождение кривых объясняет-
ся тем, что используемая математическая модель не предусматривает
наличие люфтов в конструкции узлов разворота панелей и не учиты-
вает демпфирующие составляющие аэродинамического воздействия,
поэтому расчетная частотная характеристика является практически
линейной в отличии от опытной.
Заключение.
В настоящей статье рассмотрена задача эксперимен-
тального и теоретического моделирования процесса раскрытия круп-
ногабаритных солнечных батарей. Анализ данных, полученных экспе-
риментально, и их сравнение с результатами, полученными расчетным
путем, показал, что разработанный авторами теоретический подход,
изложенный ими в ряде работ [5–7], адекватно отражает реальную
картину процесса раскрытия и учитывает его основные качественные
особенности.
Подход может служить рабочим инструментом для решения целого
ряда конкретных инженерных задач, возникающих при проектирова-
нии системы раскрытия: определения энергетических характеристик
средств раскрытия, анализа необходимости введения механизма тор-
моза штанги и оптимизации его параметров, выбора материала тросов,
определения нагрузок на привод и т.д. Быстродействие разработанного
прикладного пакета позволяет решать трудоемкие оптимизационные
задачи. Например, оптимизация характеристик пружин кручения в ме-
ханизме раскрытия позволила снизить динамические нагрузки в узлах
на 40%.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
67
1,2,3,4,5,6,7 9