ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
5
В системе реализованы алгоритмы моделирования поисковых за-
дач в графах, использующих алгоритмы Дейкстры и Флойда, которые
определяют все кратчайшие пути в графе.
В качестве одного из инструментальных средств моделирования
и анализа ситуаций принятия решений в интеллектуальных систе-
мах принятия решений используются методы линейного програм-
мирования, имеющие много практических приложений. В описыва-
емой системе реализовано решение следующих задач: симплекс-
метода, транспортной задачи, потоков в сетях, поисковых задач в
графах. Интерфейс программы для моделирования этих задач рас-
смотрен далее.
Решением транспортной задачи является определение оптималь-
ного плана перевозок от
m
источников к
n
стокам при минимальной
стоимости. План описывается матрицей планирования.
По математическому описанию задачи создается текстовый файл,
в который вводится такая информация, как число поставщиков, число
потребителей, запасы поставщиков, заявки потребителей и матрица
стоимости. Для получения опорной матрицы плана используются ме-
тоды северо-западного угла или метод минимальной стоимости. На
рис. 4 приведена отображаемая матрица планирования, в которой ука-
заны исходные данные о запасах поставщиков и заявках потребителей.
В опорной матрице плана отображены перевозки (рис. 4).
Рис. 4. Опорная матрица плана, полученная методом северо-западного угла
Для определения оптимального плана используется итерацион-
ный алгоритм вычисления оптимальной системы потенциалов для
матрицы планирования. На каждой итерации осуществляется постро-
ение системы потенциалов и проверка условий оптимальности.
Переход к новому плану состоит в следующем: определение цикла
пересчета, поиск целевой клетки, определение величины перераспре-
деления груза. Решение задачи возможно как в пошаговом режиме,
так и режиме вывода результата оптимального плана.
В пошаговом режиме используются две закладки: на одной стра-
нице выводится текущая матрица плана и значения потенциалов с
1,2,3,4 6,7,8,9