«Управление полетом автоматических и пилотируемых космических аппаратов» — новая специализация в МГТУ им. Н.Э. Баумана - page 4

В.А. Соловьев
4
Бортовой комплекс автоматического управления (БКАУ) состоит из
бортовой вычислительной сети, различных коммутационных устройств,
устройств согласования цифровых каналов с аналоговыми и релей-
ными, а также отдельных приборов автоматического управления, встро-
енных в бортовые системы КА.
Экипаж КА в качестве звена системы управления полетом при не-
обходимой подготовке и оснащении средствами поддержки (ПЭВМ
с соответствующим программно-математическим обеспечением, пульты
управления, средства отображения информации, навигационные сред-
ства) способен выполнять все функции управления.
В ходе управления полетом КА все три указанных звена (НКУ,
БКАУ и экипаж) должны работать согласованно, в соответствии с при-
нятым для конкретного КА и конкретного полета распределением
функций между ними.
Для непрерывного процесса развития космонавтики характерны все
возрастающие расширение и усложнение стоящих перед нею задач
и, соответственно, усложнение как создаваемых космических аппара-
тов, так и технологии выполнения их полетов. Следовательно, услож-
няется и управление полетом КА.
В качестве основных объективных показателей, отражающих уро-
вень сложности управления полетом, в настоящее время принято рас-
сматривать количество операций, выполняемых КА, количество его
контролируемых параметров и выдаваемых на аппарат управляющих
воздействий, а также сложность организационной структуры процесса
управления. Если представить картину эволюции этих характеристик
от первых российских пилотируемых КА (ПКА) (корабли «Восток») до
существующих (российский сегмент международной космической стан-
ции — РС МКС), то нетрудно определить тенденцию, требующую до-
статочно энергичного изыскания мер, которые позволят справиться
с трудностями, вызываемыми все возрастающими темпами роста ука-
занных показателей, о чем свидетельствуют данные приводимой ниже
таблицы.
Близкое к этой картине состояние дел, касающееся усложнения
задач управления полетом беспилотных КА (БКА), с учетом перспек-
тив развития программ автоматической космической техники, оче-
видно, также потребует приложения значительных усилий к поиску
решений по совершенствованию методологии и средств управления
их полетом.
Таким оборазом, сложность проблемы обеспечения высокой эффек-
тивности управления полетами КА обусловила необходимость подго-
товки в МГТУ им. Н.Э. Баумана специалистов нужной квалификации,
способных участвовать в ее решении.
1,2,3 5,6,7
Powered by FlippingBook