Конкурентоспособность административно-правовых практик как ключевой фактор во внешнеэкономической деятельности Китая: уроки для инновационного развития России в условиях членства в ВТО - page 3

Конкурентноспособность административно-правовых практик как фактор…
3
эксперты считали, что при этом должны быть соблюдены интересы
собственной страны и следующие принципы: экономические выгоды
для своей страны считать наиболее предпочтительными; охранять и
защищать интерес собственного сельского хозяйства. А если в каких-
то положениях, требуемых изменениях Китай не заинтересован, то
реализовать их формально, не затрагивая существа дела [8].
Проведенный нами анализ заявлений официальных китайских лиц, в
частности руководителей и представителей Министерства коммерции
КНР, с 2006 г. (по газете «China Daily»,
) под-
тверждает, что в Китае членство в ВТО рассматривали как
инструмент
при решении проблем своего развития и дальнейшего прогресса нацио-
нальной экономики
.
В соответствии с требованиями ВТО оказалось необходимым со-
вершенствовать не только основополагающие нормы права, но и адми-
нистративно-нормативные акты и правила, разработанные на местах.
Как следует из специальной литературы, централизованная проверка
законодательных и нормативных актов велась в 25 министерствах и
госкомитетах, подчиненных Госсовету КНР, в провинциях, автономных
районах и городах центрального подчинения. Она коснулась более 1150
действующих законов и актов подзаконного регулирования. А в работе
над уточнением законов и внесением поправок в нормативные акты по
внешнеэкономическим связям принимало участие около 30 мини-
стерств и ведомств (всего уточнено 1400 законов, с отменой части из
них (559) и исправлениями (197)). Важными законодательными актами,
имеющими непосредственное отношение к привлечению инвестиций,
стали, с непременным учетом местных особенностей, Законы КНР
«О хозяйственных предприятиях с участием китайско-иностранного
капитала», «О хозяйственных предприятиях китайско-иностранного
сотрудничества», «О предприятиях, основанных на иностранном капи-
тале» [9]. Наряду с работой, имеющей отношение к внешнеэкономиче-
ским аспектам вступления в ВТО, была проведена работа по усовер-
шенствованию не только законодательных актов, но и административ-
ных положений и ведомственных правил и процедур, результатами
которой стали повышение прозрачности действий правительства и уси-
ление недискриминационного подхода к субъектам экономической
жизни страны [8]. Последовавший после вступления Китая в ВТО бум
инвестиционного интереса к стране со стороны ведущих мировых ком-
паний превзошел всякие ожидания в отношении эффекта от подобных
предварительно проведенных мероприятий. Расчет на создание более
предсказуемой рыночной среды и стимуляцию внешних связей Китая
полностью оправдался.
Реалии российской экономической жизни после вступления стра-
ны в ВТО 22 августа 2012 г. предоставляют множество актуального
материала для проведения соответствующих сравнений, поскольку
стремление России в различных отношениях стать эффективным и не
менее полноправным членом мирового экономического сообщества
1,2 4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook