Численное моделирование внутренней баллистики в ракетных двигательных установках на криогенном твердом топливе - page 6

А.В. Воронецкий, С.А. Сучков, Л.А. Филимонов
6
Для учета влияния турбулентности используется эффективная
вязкость
,
l
t
μ = μ + μ
вычисляемая с помощью стандартной
k
ε
-моде-
ли, уравнения которой в тензорной форме имеют вид [3]
,
,
t
j j
l
j
k
j
k u k
k
G B
t
μ
ρ + ρ = μ +
+ + − ρε
σ
(
)
2
1
1
3
2
,
1
,
t
j j
l
j
j
u
c G c c B c
t
k
k
k
ε
∂ε
μ
ε
ε
ε
ρ + ρ ε = μ + ε +
+ −
− ρ
σ
где
k
— кинетическая энергия турбулентности;
ε
— скорость дисси-
пации кинетической энергии турбулентности;
l
μ
— динамическая
вязкость газа;
2
t
k c
μ
μ = ρ
ε
— турбулентная вязкость;
G
,
B
— источ-
никовые члены;
c
1
,
c
2
,
c
3
,
c
μ
,
σ
k
,
σ
ε
— эмпирические коэффициенты
замыкания, имеющие следующие значения:
c
1
= 1,44;
c
2
= 1,92;
c
3
=
= 0,8;
c
μ
= 0,09;
σ
k
= 1;
σ
ε
= 1,3.
Нестационарное осесимметричное уравнение энергии, описыва-
ющее теплообмен в слое топлива с учетом наличия твердой и жидкой
фаз, записано в виде
1
eff
T
T
T
c
x x r r
r
∂ ∂ ∂
∂ ∂
ρ = λ + λ
∂τ ∂ ∂
∂ ∂
.
(2)
Для расчета фазовых переходов используется подход, основан-
ный на понятии эффективной теплоемкости, что позволяет суще-
ственно упростить численное моделирование при использовании не-
явного метода.
Для численного решения системы (1) применяется модифициро-
ванная версия явной конечно-разностной схемы Мак-Кормака с цен-
тральными разностями [2]. Уравнение (2) решается неявным методом,
описанным в [4]. Сшивка решений системы (1) и уравнения (2) осу-
ществляется на границах раздела газ — КТТ с учетом существенного
различия в значениях характеристических времен для указанных фаз.
Расчетная область имеет размеры 200 мм (200 ячеек со стороной
1 мм) в осевом направлении и 20 мм (40 ячеек со стороной 0,5 мм) в
радиальном направлении.
Воспламенитель моделируется как точечный или линейный ис-
точник газа с заданными параметрами, расположенный в заданной
зоне расчетной области.
Выполненные расчеты позволили проанализировать основные
закономерности рабочего процесса в двигателе для топливных пар
кислород + водород и кислород + метан.
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13,14,15
Powered by FlippingBook