ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012
125
УДК 004.827
В . Э . П о д о л ь с к и й , К . М . Г р е ч и щ е в ,
Е . К . П у г а ч ё в
ОШИБОЧНОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ
ИСКУССТВЕННЫМИ НЕЙРОСЕТЯМИ
И МЕТОДЫ ТЕОРИИ ХАОСА КАК ОСНОВА
НОВОГО ПОДХОДА К МАШИННОМУ
ТВОРЧЕСТВУ
Приведена идея авторского подхода к реализации механизма машин-
ного творчества на основе внесения в исходный образ шума и приме-
нения средств теории хаоса. Решающая роль отводится ошибкам
распознавания искусственными нейронными сетями и методам хао-
тической динамики. В предлагаемом подходе прослеживается анало-
гия с механизмами спонтанного творчества человека.
E-mail:
Ключевые слова:
машинное творчество, искусственный интел-
лект, теория хаоса, ошибки распознавания, искусственные
нейронные сети.
Творчество человека малоизучено, несмотря на то, что специали-
сты многих направлений современной науки – биологии, психологии,
кибернетики, педагогики, социологии и даже математики – предпри-
нимают попытки для осознания этого механизма и поиска его источ-
ников. В частности, классическая кибернетика тяготеет к перебору
вариантов [1] и механизмам ассоциативной памяти [2]. Одна из обла-
стей кибернетики и информатики – искусственный интеллект (ИИ) –
ставит перед собой в качестве ключевой задачи создание механизма
машинного творчества. Причем результаты работы этого механизма
должны в максимальной степени быть похожи на результаты работы
человека-творца (художника, скульптора, архитектора и т. д.).
В настоящее время ни один из предложенных подходов к машинному
творчеству не дал удовлетворительного результата. Поэтому в дан-
ной работе предлагается новый подход к реализации механизма ма-
шинного творчества при помощи учета ошибок распознавания и ис-
пользования средств современной математической теории динамиче-
ского хаоса.
Анализ работ по тематике машинного творчества.
Для пони-
мания машинного творчества определимся с понятием творчества как
такового. Творчество – деятельность, порождающая нечто каче-
ственно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью
и общественно-исторической уникальностью [3]. Однако согласно