Модель оценки качества внедрения информационной системы на предприятии - page 1

Модель оценки качества внедрения информационной системы на предприятии
1
УДК 004.05
Модель оценки качества внедрения информационной
системы на предприятии
© А.А. Максаков, С.А. Сакулин
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В последние десятилетия информационные системы получили широкое распро-
странение. Практически каждое предприятие в той или иной форме использует
информационную систему в своей работе. При этом существует ряд нерешенных
проблем, связанных с внедрением таких систем. Одной из этих проблем является
отсутствие общих формальных моделей и методов оценки качества внедрения,
которые позволили бы принимать обоснованные управленческие решения и оцени-
вать истинные эффекты от внедрения информационной системы. В статье
сформулировано понятие качества внедрения информационной системы, приведе-
ны показатели качества внедрения. Рассмотрена модель оценки качества внедре-
ния информационной системы на основе агрегирования показателей качества.
Эта модель включает в себя агрегирование показателей с использованием инте-
грала Шоке. На примере из прикладной области показано, что показатели каче-
ства внедрения могут быть взаимозависимыми. Интеграл Шоке, в отличие от
традиционных операторов агрегирования, позволяет учитывать возможные вза-
имовлияния этих показателей.
Ключевые слова:
информационная система предприятия, оценка качества внед-
рения, показатели качества внедрения, агрегирование показателей, оператор аг-
регирования, интеграл Шоке.
Введение.
Внедрение информационной системы (ИС)
представ-
ляет собой ее ввод в эксплуатацию на предприятии. Эффективность
внедрения целесообразно рассматривать в рамках более общего по-
нятия, позволяющего отслеживать во времени изменение других по-
казателей процесса внедрения. Таким понятием является качество, а
объектом качества — процесс внедрения ИС. Качество процесса
внедрения ИС — это совокупность его свойств, в той или иной сте-
пени обеспечивающих успешность внедрения. Как показывает отече-
ственная и зарубежная практика [1], только около трети всех ИС
успешно вводятся в эксплуатацию, менее пятой части вводятся в срок
и укладываются в запланированный бюджет. Около четверти проек-
тов внедрения оказываются неуспешными, т. е. ИС, разработанные в
соответствии с установленными нормами и требованиями, по ряду
причин не удается ввести в эксплуатацию. Подавляющее большин-
ство ИС вводится в эксплуатацию с почти двойным превышением
сроков и бюджета.
1 2,3,4,5,6,7
Powered by FlippingBook