Применение нанокристаллического дисульфида молибдена в машинах с гидродинамическими передачами - page 2

Н.Д. Ильяшенко, К.Е. Грунин, Д.К. Горелов
2
Для лопастных машин мощность определяется по следующей
формуле:
3 5
a
,
ρ
N n D
где
N
— мощность машины, кВт; ρ — плотность жидкости, кг/м
3
;
n
— частота вращения насосного колеса, об/мин;
D
a
— активный
диаметр трансформатора, м.
Для повышения мощности можно увеличить:
во-первых, активный диаметр, но исходя из условия неизмен-
ности конструкции, сделать это сложно;
во-вторых, число оборотов, но и здесь конструкторы ограниче-
ны возможностью работы подшипников. Ни для кого не секрет, что
двигатель является одним из самых «узких» и ненадежных мест в
тепловозе, поэтому в числе основных требований к гидропередаче —
защита двигателя;
в-третьих, плотность жидкости.
Первоначально трансформатор работал на масле с плотностью
ρ = 860 кг/м
3
. Однако в настоящее время благодаря развитию
нанотехнологий появились присадки для гидравлических жидкостей
на основе дисульфида молибдена и дисульфида вольфрама, которые
применяются для улучшения смазывающих способностей масел в
самолетостроении. Поэтому предлагается использовать названные
присадки (их плотность составляет 5000 кг/м
3
). Подбором количества
присадок плотность жидкости можно довести до 2200 кг/м
3
. Из
приведенной выше формулы видно, что, не меняя геометрических
параметров, мощность увеличится почти в 2 раза.
Присадки представляют собой добавки к минеральным, синтети-
ческим и полусинтетическим маслам. Благодаря их использованию
можно обеспечить высокую плотность рабочей жидкости и зна-
чительно повысить мощность без изменения конструкции гидро-
трансформаторов.
Применение присадок позволит осуществлять регулирование
гидропередачи за счет не увеличения числа оборотов двигателя, а ва-
рьирования величины плотности жидкости в зависимости от количе-
ства используемых присадок. Тем самым появится возможность за-
щитить двигатель и регулировать мощность гидропередачи.
Вопросом изменения свойств жидкости за счет использования при-
садок занимались и прежде. Например, решению этой задачи уделили
внимание в Институте проблем материаловедения им. И.М. Францеви-
ча Национальной академии наук Украины, а также в НИИ нефтеперера-
батывающей промышленности «МАСМА» (Киев, Украина).
Данному вопросу посвящена статья «Трибологические свойства
новых смазочных композиций с участием твердых наносмазок —
1 3,4,5,6,7,8,9
Powered by FlippingBook