Применение метода анализа иерархий для оценки значимости технических ноу-хау - page 2

Н.А. Кашеварова
2
блуждение и обременить их финансово-хозяйственную деятельность
судебными исками [2, 3].
Одновременно для организации производства наукоемкой продук-
ции и осуществления трансфера технологий между предприятиями —
участниками ее жизненного цикла активно используются секреты про-
изводства (ноу-хау). Ноу-хау могут быть крайне разнородными объек-
тами, относящимися к различным областям науки и техники, и потому
сложно поддаются сравнению и классификации. В режиме ноу-хау
можно охранять любые результаты интеллектуальной деятельности
любого уровня сложности: единичные изобретения, полезные модели
или программные продукты, а также комплексные технологии, содер-
жащие различные взаимосвязанные технические решения. Один подоб-
ный секрет производства может иметь стоимость и приносить выгоду
большую, чем целый пакет патентов на единичные изобретения или по-
лезные модели. Таким образом, создание ноу-хау становится важней-
шим элементом патентно-инновационной стратегии высокотехнологич-
ных промышленных предприятий [4].
Особую актуальность использование ноу-хау приобретает в ра-
кетно-космической отрасли, являющейся важнейшим стратегическим
элементом системы обеспечения обороноспособности страны. Высо-
котехнологичная продукция в этой отрасли в большинстве случаев
единичная или серийная, зачастую носит закрытый характер и не по-
ступает на открытый рынок. Риск обратного инжиниринга в такой
ситуации может стремиться к нулю. В связи с этим охрана разрабо-
ток с помощью ноу-хау в данной сфере представляется очень эффек-
тивной.
Это предопределяет необходимость разработки надежных мето-
дов оценки технических ноу-хау на начальных этапах их создания,
когда существенно затруднен прогноз показателей затрат на внедре-
ние разработок и выручки от их коммерциализации, что не позволяет
использовать существующие методы на основе прогнозирования де-
нежных потоков или сравнения с аналогами.
Традиционно для оценки нематериальных активов (НМА), к ко-
торым относятся ноу-хау, используются следующие подходы [5]:
– доходный;
– сравнительный (рыночный);
– затратный.
Доходный подход
основывается на теоретическом предположении
о том, что стоимость НМА равна приведенным к текущему моменту
времени прогнозируемым будущим экономическим выгодам от его
использования и/или продажи. В общем виде формула для расчета
рыночной стоимости НМА выглядит так [6]:
НМА
1
(1 )
T
t
t
t
CF
V
r
,
(1)
1 3,4,5,6,7,8,9
Powered by FlippingBook