Разработка модели организации процесса патентных исследований на предприятии ракетно-космической отрасли - page 3

Разработка модели организации процесса патентных исследований на предприятии
3
Окончание табл.
Этап жизненного цикла
Цель патентных исследований
Производство и выведе-
ние на рынок
Экспертиза на патентную чистоту в случае
экспорта продукции;
анализ тенденций развития рынка;
анализ условий конкуренции на рынке
Зрелость и замедление
роста
Оценка технического уровня продукции для
принятия решений о модернизации и снятия с
производства
В широком смысле патентные исследования можно рассматривать
также как элемент системы менеджмента качества. Согласно реализо-
ванной в международных стандартах ISO 9000 концепции всеобщего
управления качеством — Total Quality Management, основным факто-
ром достижения требуемого качества является профилактика ошибок,
а не их исправление. Патентные исследования полностью отвечают
этой цели [3].
Данные, получаемые из патентных документов, уникальны,
поскольку зачастую их просто невозможно найти в других источни-
ках. Наиболее важное отличие патентной информации от общетехни-
ческой — ее гарантированная мировая научная новизна, поскольку
разработку невозможно запатентовать, если она не пройдет экспертизу
на новизну. Таким образом, для того чтобы изучить последние научно-
технические достижения или спрогнозировать развитие какой-либо
отрасли, в большинстве случаев достаточно проанализировать изобре-
тения, которые патентуются в этой отрасли в настоящее время [4].
Единая международная классификация и доступность патентных баз
ведущих стран мира позволяют легко выполнить такой анализ [5].
Кроме того, патентные документы всегда содержат информацию о
разработчике и патентообладателе, что помогает выделить лидеров
отрасли, определить их научно-техническую политику, оценить сте-
пень монополизации отрасли и спрогнозировать направление ее даль-
нейшего развития. Таким образом, патентные исследования могут
служить одним из инструментов планирования долгосрочной страте-
гии научно-технического развития предприятия.
Наиболее важная цель патентных исследований — стимулирова-
ние творческой активности специалистов-разработчиков. Она дости-
гается за счет следующих факторов:
выявление уже существующих решений технической задачи;
определение возможностей для оптимизации существующего
решения;
выявление нерешенных технических задач.
Именно поэтому необходимо, чтобы патентные исследования про-
водились в ходе создания продукта и непосредственно разработчиками.
1,2 4,5,6,7,8,9
Powered by FlippingBook