1 / 8 Next Page
Information
Show Menu
1 / 8 Next Page
Page Background

Принципы построения композиционного единства в конструкциях…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 1

2016

1

УДК 658.512.2

Принципы построения композиционного единства

в конструкциях новых машиностроительных изделий

с использованием золотой пропорции

© К.Б. Даниленко

МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Исследованы общие принципы композиционного единства предметов техники

и изделий машиностроения. Единый эстетический план построения объекта и его

объемно-пространственная структура рассмотрены как важные свойства новых

деталей, узлов и конструкций в целом. Введены критерии эстетической оценки из-

делий с точки зрения повышения их конкурентоспособности, эргономичности

и внешней привлекательности. Сформулированы условия эстетической подготов-

ки современного инженера, включающие в себя общий уровень культуры, чувство

прекрасного, понимание гармонии, пропорциональности и эстетического совер-

шенства создаваемых деталей. Подчеркнута роль органичного композиционного

единства изделия с внешним миром, функциональных связей с окружающими де-

талями и конструкциями. Проанализированы объективные препятствия к до-

стижению поставленных целей. На примере так называемой золотой пропорции

предпринята попытка рассмотреть базовые аспекты эстетической стороны

технических изделий, особенно их композиционного единства.

Ключевые слова

:

золотая пропорция, композиция, техническая эстетика, эстети-

ческое совершенство, функциональные связи, пропорциональность, равновесие,

единство, красота.

Постоянная конкуренция среди производителей машинострои-

тельных конструкций, машин, технических устройств, приборов

и инструментов обусловливает не только повышение их эффективно-

сти, безопасности и эргономичности, но и способствует формирова-

нию эстетической составляющей, гармоничности и органичного ком-

позиционного единства изделия с окружающим миром с учетом

социальных аспектов. Для создания таких изделий инженер должен

обладать не только высоким техническим уровнем, знать точные

науки, уметь искать, собирать и анализировать информацию, быть

компетентным в сфере своей деятельности, но и характеризоваться

гуманитарным развитием с точки зрения современного общекуль-

турного уровня, иметь чувство гармонии, художественный вкус и ху-

дожественную интуицию. К сожалению, в настоящее время уровень

подготовки технических специалистов по этим направлениям невы-

сок, и развитию гуманитарных способностей инженеров уделяется

мало внимания.

Термин

композиция

чаще всего употребляется при обсуждении

предметов гуманитарной направленности. Вместе с тем наряду с во-

просами технической эстетики проблемы композиции предметов