Previous Page  2 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 7 Next Page
Page Background

А.В. Кудрявцева

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 7·2016

(МВК) «Роскосмос» по итогам аварийного сбоя или катастрофы при

запуске КА или нештатной ситуации (НШС) с ним [2]. Катастрофа

КА практически полностью уничтожает доказательную базу, что за-

трудняет объективное расследование причины НШС. По-видимому, в

качестве доказательства необходимо использовать косвенные дан-

ные, которые могут подтвердить или опровергнуть версию НШС. Со-

гласно выводам по НШС, опубликованным МВК 7 августа 2012 г.,

запуск РН «Протон-М», выводившей на орбиту российский спутник

связи «Экспресс-МД2» и индонезийский спутник «Телком 3», закон-

чился нештатно. Вследствие сбоя в работе разгонного блока (РБ)

«Бриз-М» спутники не были выведены на геостационарную орбиту.

Причиной НШС на четвертом этапе полета стал сбой в тракте надду-

ва топливного бака, в результате чего компоненты топлива перестали

поступать в маршевую двигательную установку (МДУ) РБ и он авто-

матически

(неаварийно —

Авт.

) прекратил работу в 02:00:01 ДМВ через

7,089 с после включенияМДУ-3 РБ.

Анализ данных о работе РБ «Бриз-М» КА «Экспресс-МД2» поз-

волил предположить версию событий полета, отличную от версии

МВК. Планируемый заранее запуск российского КА был отменен по

техническим причинам. Стандартное выведение КА на геопереход-

ную орбиту выполняется по четырехимпульсной схеме и включает в

себя доразгон для выхода на низкую орбиту, два импульса в перицен-

тре орбиты для поднятия высоты апоцентра (один импульс невыгоден

энергетически из-за малой тяги маршевого двигателя) и импульс в апо-

центре для поднятия высоты апоцентра и изменения наклонения. За-

пуск 7 августа 2012 г. запланировали провести по иной циклограмме

полета. Поскольку полезная нагрузка была легче, чем при коммерче-

ских пусках, предполагалось выполнить лишь один перигейный им-

пульс большей продолжительности, что сокращало на виток продол-

жительность выведения КА на целевую орбиту, т. е. максимально

приближенный к коммерческим пускам.

Вероятно, в качестве основы для составления новой циклограм-

мы была использована циклограмма-отчет о летных испытаниях ра-

нее успешно запущенного канадского спутника Nimiq-6. Время нача-

ла и окончания первых четырех этапов, отсчитываемое от момента

команды «Контакт подъема» (далее КП), совпадало на протяжении

нескольких часов. При этом имелись три существенных различия:

время запуска канадского КА (22:12:14 ДМВ) было смещено

относительно ДМВ и опережало время запуска российского спутника

(22:31:00 ДМВ) на 1 126 с;

вывод на переходную орбиту на четвертом этапе полета КА

«Экспресс-МД2» осуществлялся по экономной схеме, объединяющей

два этапа полета летных испытаний для КА Nimiq-6. Вследствие от-