Table of Contents Table of Contents
Previous Page  3 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 11 Next Page
Page Background

Условия разрушения газовых полостей в жидкости при переходе от невесомости…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 2·2017 3

2

Ga

,

Bo

L

σ =

где

3

2

Ga

ngL

=

ν

— число Галилея,

2

Bo

ngL

o=

σ

— число Бонда.

Применяя π-теорему [3] к задаче (1), заключаем, что в данном

случае

n =

3,

k

= 2, следовательно, соотношение

Ga

Bo

является для за-

дачи (1) необходимым и достаточным условием подобия. Для раз-

личных значений

ng

, используя тот же подход, получаем

2

3

max

2

1 ,

L A

ng

 σ =

 ρ ν   

(3)

где

А

,

А

1

,

А

2

— константы, определяемые экспериментальным путем.

Однако сложность состоит в том, что величина перегрузки

ng

,

хотя и остается неизменной в период действия, но действует крайне

непродолжительное время в диапазоне от десятых долей секунды до

нескольких десятков секунд, после чего вновь наступает состояние

практической невесомости. Поэтому к параметрам, определяющим

величину

max

,

L

по-видимому, можно отнести и время действия (про-

должительность) импульса перегрузки

имп

.

t

Таким образом, в экспериментах по исследованию устойчивости

поверхности раздела жидкость—газ при переходе от невесомости

к перегрузке следовало обеспечить изменение времени действия

им-

пульса перегрузки

имп

t

в достаточно широком диапазоне.

В связи с этим для экспериментального определения условий раз-

рушения одиночных газовых включений под действием кратковремен-

ных одиночных импульсов перегрузки был использован, во-первых,

стенд невесомости, где условий практической невесомости можно до-

стичь при свободном падении испытываемого оборудования (такие

стенды получили название башен невесомости [4]), во-вторых, для экс-

периментального определения условий разрушения одиночных газовых

включений при значительной продолжительности одиночных импуль-

сов перегрузки использовали летающую лабораторию (ЛЛ) [5]. Для со-

здания на борту такой лаборатории (самолета) состояния невесомости

применяют специальную технику пилотирования — полет по параболе

Кеплера. Сначала самолет разгоняют до максимальной скорости, затем

переводят в набор высоты и при достижении угла кабрирования

45…50° движением штурвала создают за 1…2 с вертикальную нуле-

вую перегрузку. В этот момент на борту лаборатории появляется со-

стояние невесомости; находиться в этом состоянии допускается до