Previous Page  2 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 8 Next Page
Page Background

С.С. Курдов, М.П. Ананьев

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 4·2017

энергоемкого топлива неотъемлемо влияет на конечные значения

энергетических параметров РН, в связи с чем разработка оптималь-

ных систем и средств управления жидкостной ракетной двигательной

установкой, а именно автоматической системы управления ЖРД, яв-

ляется актуальной задачей.

Получение максимальных энергетических характеристик при ра-

боте ЖРД обеспечивается дросселированием тяги, которое происхо-

дит за счет изменения массового расхода топлива. Система управления

расходованием топлива (СУРТ) осуществляет контроль за данным про-

цессом. Чем точнее система, тем меньше потерь от неточности пода-

чи и смешивания компонентов топлива, тем выше энергетические

характеристики ЖРД. В конечном счете, с развитием СУРТ отпадает

необходимость в гарантийных запасах топлива [1] на борту РН.

СУРТ построена на основе распределенных датчиков, т. е. устройств

непрерывного (по высоте бака) измерения уровня жидкости в реаль-

ном времени, точнее, на основе дискретного принципа контроля уровня

жидкости, который заключается в сборе информации по показаниям

отдельных точек в баке ракеты.

Ракеты-носители во время полета подвержены разнообразным

существенным нагрузкам, создающим на борту специфические усло-

вия и ограничения, которые оказывают заметное влияние на борто-

вую систему контроля компонентов топлива. Для включения в но-

менклатуру бортовой СУРТ уровнемер должен быть устойчивым к

агрессивным и взрывоопасным средам, при криогенных температу-

рах соответствовать массогабаритным параметрам и крайне высоким

условиям надежности, а также обеспечивать электромагнитную сов-

местимость компонентов системы, отсутствие кавитационного воз-

действия жидкости в баке и высокую точность измерений, в частно-

сти в условиях колебаний зеркала жидкости, выполнять специальные

требования.

Перечисленные подробности натолкнули на мысль о создании

новой СУРТ на базе линейного датчика. В настоящее время известно

техническое решение, обоснованное физическими свойствами опти-

ческого волокна, которые контролируют изменения параметров си-

стемы, вносимые микроизгибом волокна в проходящий сигнал. Концеп-

туальный облик новой СУРТ заключается именно в таком техническом

решении, определяющем микроизгиб оптического волокна [2].

Целью настоящей работы является разработка теоретических ас-

пектов создания новой СУРТ с жидкостной ракетной двигательной

установкой на основе волоконно-оптических линий связи (ВОЛС),

задачей — комплексная демонстрация аппаратного обеспечения раз-

рабатываемой СУРТ, выбор конкретных технических элементов си-

стемы, анализ гипотетического аналога и уже известных систем по-

добного типа.