1 / 11 Next Page
Information
Show Menu
1 / 11 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 9·2017 1

УДК 678.067:621.763 DOI 10.18698/2308-6033-2017-9-1673

Оптимизация угла намотки углепластика

на металлический лейнер криогенного трубопровода

© М.А. Комков, Д.А. Потапов, А.А. Кудрявцев

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Показана актуальность создания криогенных трубопроводов двигательных установок

летательных аппаратов из комбинированных материалов на основе ультратонкого

стального лейнера и намотанного углепластика. Проведен анализ захолаживания

трубопровода до криогенных температур, при которых вследствие существенного

различия коэффициентов линейного термического расширения материалов лейнера и

углепластика возможна потеря осевой устойчивости с образованием радиальных

складок в тонкостенной стальной оболочке. Предложена методика определения и

выбора угла намотки углепластика, при котором осевые деформации тонкостенного

лейнера и намотанного композита будут иметь одинаковый уровень деформаций.

Ключевые слова:

трубопровод, комбинированная оболочка, криогенная темпера-

тура, коэффициент линейного расширения

Введение.

Ужесточение требований к рабочим параметрам дви-

гательных установок изделий ракетно-космической техники (РКТ),

авиации и наземного транспорта на криогенных топливах (жидком

кислороде и водороде или метане

4

CH

в качестве горючего [1–5]),

привело к созданию легких, прочных и герметичных трубопроводов,

работающих в многоцикловом режиме при высоких давлениях, нор-

мальных, повышенных и криогенных температурах.

Трубопроводы, выполненные из металлов, имеют излишне боль-

шую массу и изгибную жесткость. Для снижения массы и уровня

монтажных сил предложено использовать рассматриваемые в насто-

ящей работе криогенные трубопроводы, которые изготовляют из

тонкой металлической оболочки (лейнера), усиленной композицион-

ным материалом (углепластиком) методом спиральной намотки.

При захолаживании комбинированного трубопровода до крио-

генных температур в его слоях будут возникать температурные де-

формации, зависящие от значений коэффициентов линейного терми-

ческого расширения (КЛТР) материалов слоев. При этом в слое

углепластика, намотанного под углами

β

> 55

°

к оси изделия, и в за-

висимости от толщины слоя намотки могут возникнуть значительные

сжимающие напряжения, которые приведут к потере осевой устой-

чивости тонкостенной металлической оболочки с образованием ра-

диальных гофр в области фланца [6–7]. При многоцикловом захола-