Previous Page  2 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 19 Next Page
Page Background

П.В. Круглов, В.И. Колпаков

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 12·2017

обладают УВЭ с удлинением более 3 [4–7] — они сохраняют свою

сплошность на траектории и имеют достаточный запас аэродинами-

ческой устойчивости.

Рис. 1.

Схема снарядоформирующего заряда (

а

) и форма удлиненного

высокоскоростного элемента (

б

) [7]:

1

— облицовка;

2

— корпус;

3

— детонатор;

4

— взрывчатое вещество

Для создания устойчивого в полете УВЭ применяются различные

способы. Наиболее эффективными из них являются следующие: со-

здание «юбки» в хвостовой части (благодаря которой сохраняется

аэродинамическая устойчивость элемента (рис. 1,

б

)); формирование

в комбинации с «юбкой» стабилизирующего вращения элемента во-

круг продольной оси (оси полета), что обеспечивает гироскопический

эффект.

При увеличении диаметра «юбки» и росте удлинения устойчи-

вость УВЭ в продольном направлении повышается, что не дает воз-

можности ему переворачиваться вокруг центра масс поперек оси по-

лета. Если получается слишком большая «юбка», тогда повышается

аэродинамическое лобовое сопротивление от набегающего потока,

снижается скорость и, как следствие, уменьшается глубина пробития.

К тому же важной характеристикой УВЭ, которая влияет на пробив-

ную способность, является степень его наполненности [7].

Форма и устойчивость УВЭ наряду с физико-механическими ха-

рактеристиками используемого материала облицовки — важнейшие

факторы, которые обеспечивают пробивное действие зарядов, фор-

мирующих УВЭ.

Сложность процесса формирования УВЭ такова, что надежно и

достоверно предсказать его конечную форму практически невозмож-

но. Для определения его параметров необходимы натурные экспери-

менты. В настоящее время в целях ускорения и удешевления работ

широко применяются методы математического моделирования функ-