ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
41
ных технологических свойств в
n
-м варианте технологического про-
цесса изготовления машины. Характеристикой такой пропорцио-
нальности является коэффициент ( ) .
n
k
λ η
Из выражений (11), (12) сле-
дует, что
( )
0
1
1
0Σ Σ
0
0Σ Σ
0
0Σ Σ
0Σ Σ
— при аппроксимации (6);
Γ
Γ
Φ — при аппроксимации (7),
Φ
n
g
n n
nR
n n
n
nR
n n
n n
F
F
k
λ
η
λ
η
λ
λ
η
η
λ
η
η
λ
γ
γ
γ
γ
+
⎪ ⎝
= =
(13)
где
,
1, 2, ...,
T
λ η
=
— индексы технологических свойств.
Поскольку решения (11), (12) ориентированы на конкретную кон-
струкцию машины и определенную технологию изготовления, коэф-
фициент ( )
n
k
λ η
можно считать свойством комплексной рационально-
сти точностного облика всей разрабатываемой технической системы,
включающей конструкцию изделия, технологию его изготовления и
условия ее реализации.
Если переход от опытного к серийному производству машины
будет сопровождаться изменением технологических средств обеспе-
чения ее точности, то коэффициенты ( ) ,
n
k
λ η
определяемые зависимо-
стями (13), также будут меняться. Это означает, что принятое техно-
логическое решение не будет рациональным и серийное производ-
ство разрабатываемого нового изделия будет сопряжено с
дополнительными технико-экономическими затратами. Поэтому кон-
структорско-технологические решения по назначению и последую-
щей реализации точности КП разрабатываемой машины, принятые
без учета требований идентичности технологических средств обеспе-
чения точности в опытном и серийном производстве, априори нера-
циональны. В связи с этим технологичной следует считать машину,
конструкция и технология изготовления которой обеспечивают со-
блюдение условия
( )
const
n
k
λ η
=
(14)
при любой серийности производства. Очевидно, что равенство (14)
является одним из необходимых условий производственной техноло-
гичности разрабатываемого изделия.
На основе оптимизационной задачи (3) и ее упрощенных анали-
тических решений (11), (12) можно предложить объединенный метод
назначения и технологического контроля допусков на КП машины
при проектировании (рисунок). В общем случае исходные данные
1,2,3,4,5,6 8,9