ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
175
УДК 621.453
Н. С. Д о р о ш, С. Н. Л е о н т ь е в
ИССЛЕДОВАНИЕ
ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
БУСТЕРНЫХ ТУРБОНАСОСНЫХ
АГРЕГАТОВ
Рассмотрены особенности конструкции бустерных турбонасосных
агрегатов (БТНА) со шнеком сложной геометрии. При испытании
таких агрегатов отмечается расхождение параметров, полученных
расчетным путем, и характеристик, полученных при испытании, что
указывает на необходимость дополнительного исследования гидро-
динамики БТНА и совершенствования методов расчета. Для миними-
зации этого расхождения предложено провести компьютерное мо-
делирование процессов в гидравлических трактах шнека. Приведны
результаты моделирования, которые будут проверены эксперимен-
тально на описанной конструкции.
E-mail:
Ключевые слова
:
бустерный турбонасосный агрегат, шнек, осевая си-
ла, эпюра давления, разгрузочное устройство, спрямляющий аппарат.
Обеспечение антикавитационной устойчивости системы подачи
топлива является одной из ключевых проблем создания жидкостных
ракетных двигателей (ЖРД). В современных ЖРД широко применя-
ют бустерные турбонасосные агрегаты (БТНА), необходимые для
обеспечения оптимальной работы основного ТНА.
Задача БТНА заключается в повышении давления на входе в ос-
новной насос, при этом предъявляют высокие требования к его гид-
равлическим характеристикам (антикавитационные качества, эконо-
мичность) при минимальной удельной массе и минимальных
относительных линейных размерах. Наиболее полно всем требовани-
ям отвечают лопаточные осевые насосы. Прогнозирование и улучше-
ние гидравлических характеристик таких насосов является важной
задачей.
Одни из самых эффективных и современных бустерных насосов,
в которых использована замкнутая схема питания, разработаны и
применяются в семействе российских ЖРД “НПО Энергомаш им.
В.П. Глушко” (РД171М, РД180, РД191). Основным рабочим элемен-
том является осевой насос (шнек) сложной винтовой геометрии с
приводом от газовой или гидравлической турбины. На рис. 1 приве-
дена схема БТНА горючего двигателя РД180 [1].
Конструктивно БТНА состоит из следующих основных частей:
– сварного корпуса с установленной на пилонах центральной
втулкой, являющейся передней опорой шнека, соплового аппарата
турбины с коническими соплами и торообразного коллектора, обес-
печивающего подвод керосина к сопловому аппарату;
1 2,3,4,5,6,7,8