ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
7
в башенном кране
крюковая подвеска захватывает груз, под-
вешена на канате, ее положение по высоте определяет смотанная
длина каната, а вылет — положение тележки.
Морфологический закон или паттерн сам по себе является набо-
ром взаимоотношений между другими паттернами, которые также
являются наборами взаимоотношений [2].
Например, паттерн “редуктор” является набором взаимоотноше-
ний между входным и выходным потоками механической энергии.
Он описывает взаимодействие паттернов “вал”, “зубчатое зацепле-
ние”, “корпус”, “подшипник”, каждый из которых описывает взаимо-
действие других паттернов: вал — взаимодействие концевых участ-
ков, галтелей, центровых отверстий, шпоночных и шлицевых
соединений, соединений с натягом; зубчатое зацепление — взаимо-
действие зубъев, колеса и шестерни; корпус — взаимодействие опор-
ных поверхностей, крепежных элементов, стенок, крышек, ребер
жесткости, подшипниковых гнезд; подшипник — взаимодействие
вала, ступицы и тел качения. Любой из паттернов, составляющих
паттерн “редуктор”, может иметь неограниченное разнообразие
форм, цветов и размеров. При этом они не теряют существенную
часть взаимоотношений, которые делают их тем, чем они являются.
Таким образом, мир техники можеть быть определен взаимосвя-
занными нематериальными паттернами, которые позволяют создавать
практически бесконечное разнообразие и могут быть соединены множе-
ством разных способов [2], т. е. паттерны — атомы вселенной, сделан-
ной руками человека.
Из химии известно, что мир во всей его сложности состоит из
примерно сотни элементов, которые называются атомами. И хотя все
атомы могут быть разделены на более элементарные частицы, важен
тот факт, что все они принципиально не различимы. Атомы являются
повторяющимися снова и снова инвариантами
естественного
мира.
Паттерны — инварианты
искусственного (рукотворного)
мира. Они не
материальные вещи, как винты или балки, а цельные объекты, опреде-
ляющие сущности, из которых состоит любое изделие.
Пример паттерна.
Рассмотрим козловой кран как решение про-
блемы в контексте.
Контекст и проблема.
Есть устойчивая потребность в перегрузке
штучных грузов на некоторой площади. Данная площадь не имеет
вертикальных опор (например, стоек или стен). Перегрузка требуется
между некоторым транспортом (например, между железнодорожны-
ми вагонами и грузовыми автомобилями) или между уличным скла-
дом и транспортом. Желательно, чтобы строительные работы для
решения проблемы были минимальны, а площадь для хранения ис-
пользовалась максимально (исключить даже проходы для транспорт-
ных средств).
Последовательность решения.
Определите направления распо-
ложения моста и кранового пути, исходя из наиболее частых марш-
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,...18