ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
8
рутов перемещения груза. Мост расположите так, чтобы он был ори-
ентирован вдоль наиболее частых горизонтальных перемещений гру-
за, а крановый путь — чтобы дать крану доступ к тем местам, где он
потребуется. Например, если груз подвозят по железной дороге, то
крановый путь проложите вдоль нее (чтобы дать возможность об-
служивать разные вагоны при неподвижном составе). В любом слу-
чае мост и крановый путь должны быть перпендикулярны один дру-
гому. Стремитесь расположить козловой кран таким образом, чтобы
он перемещал основную часть грузов вдоль моста, а не кранового пу-
ти. Невыполнение данного правила допустимо, если вызвано релье-
фом местности. Иначе рассмотрите другие варианты расположения
кранового пути или примените другое решение (не козловой кран).
В соответствии с ожидаемым грузом и путями его перемещения
выберите основные характеристики крана: грузоподъемность крана
общего назначения от 1 до 200 т, специализированного для монтажа
до 800 т; длина перемещения (суммарный пролет
1
) по мосту от 2 до
100 м; высота подъема от 2 до 50 м. Если под краном будет распола-
гаться склад, то высоту подъема примите не менее суммы высоты
складирования и минимальной высоты для перемещения груза.
Оси кранового пути расположите как две эквидистантные линии
(параллельные в случае прямолинейного пути), причем, по возмож-
ности, таким образом, чтобы подъездные пути транспортных средств
проходили под консолями моста, а пространство для складирования
было между осями. Если площадь для размещения крана имеет зна-
чительные перепады по высоте, то крановый путь установите по ли-
ниям одной высоты. Подобное расположение может привести к не-
совпадению положений длины моста и наиболее частых маршрутов
перемещения груза. В этом случае, возможно, имеет смысл использо-
вать не козловой кран, а другое решение.
Найдите вылеты консолей (термин определен в ГОСТ 27555–87,
ИСО 4306/1–85). Вылет может составлять до трети межопорного
пролета моста, но никогда его половину или более. Если указанное
соотношение нарушено, то пересмотрите расположение кранового
пути или измените (суммарный) пролет.
Механизм подъема составьте из грузозахватного органа, тягового
органа, полиспаста и лебедки. Для взаимодействия с грузом выберите
грузозахватный орган и подвесьте его на тяговый. Тяговый орган
пропустите через полиспаст, который частично расположите в грузо-
захватном органе, а частично установите на подвижную мостовую
часть. Выбрав конкретный полиспаст, определите место крепления
1
Данный паттерн (“мост”) представляет собой силовую горизонтальную по-
движность и состоит из направляющей и подвижной части. Ход, обеспечиваемый
данной подвижностью, обозначен в данном тексте как суммарный пролет. В обще-
принятом понимании (согласно ГОСТ 27555–87, ИСО 4306/1–85) пролет обозначен
как межопорный.
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13,14,15,16,17,...18