ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
1
УДК 629.033
Улучшение роторно-винтового движителя
мобильного робота путем использования
технологий эластичной механики
В.Н. Наумов
1
, К.Е. Бяков
1
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва 105005, Россия
Рассмотрены основные преимущества и недостатки роторно-
винтового движителя. Предложены способы улучшения традицион-
ной конструкции шнека путем использования технологий эластичной
механики. Сделан вывод о возможности создания роторно-винтового
движителя изменяемой геометрии.
E-mail:
,
Ключевые слова:
грунт, мобильный робототехнический комплекс, ло-
пасть, движитель, роторно-винтовой движитель, шнековый движи-
тель, эластичная механика, болотистый грунт, глинистый грунт,
илистый грунт.
В настоящее время во многих странах активно ведутся работы по
созданию новых мобильных робототехнических комплексов. Одними
из важнейших в данной области являются исследования, посвящен-
ные вопросам улучшения проходимости подобных систем, т. е. их
способности безостановочно и достаточно эффективно передвигаться
по различным типам грунтов.
Проведя анализ конструкций существующих мобильных ком-
плексов, можно заметить, что большинство из них предназначено для
работы в условиях города и на относительно прочных основаниях.
Однако при этом незанятым остается место универсального амфи-
бийного движителя, способного обеспечивать хорошую проходи-
мость робота в таких трудных грунтовых условиях, как глубокий
снег, песок, переувлажненные болотистые и илистые участки мест-
ности.
Чаще всего в ходовых системах мобильных комплексов исполь-
зуют колесный и гусеничный движители. Очевидно, что этому спо-
собствует относительная простота их конструкции, а также богатый
опыт создания соответствующих многоцелевых машин. При этом
возникает вопрос, почему при разработке мобильных роботов инже-
неры практически не вспоминают о роторно-винтовых вездеходах,
обладающих хорошей проходимостью на перечисленных выше
сложных типах грунтов. Возможно, редкое использование в мобиль-
ной робототехнике движителя данного типа связано с исторически
сложившимся скептическим отношением к шнекоходам, обусловлен-
ным некоторыми особенностями их применения.
1 2,3,4,5,6