ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
1
УДК 629.1.02.-621.1.032
Статические характеристики
преобразователей энергии
К.С. Жебелев
1
, К.Ю. Машков
2
, В.Н. Наумов
2
1
ОАО “Специальное конструкторское бюро машиностроения”
Курганского машиностроительного завода, г. Курган 640000, Россия
2
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва 105005, Россия
Дано определение статической характеристики двигателя, отража-
ющей качественную сторону процесса регулирования скорости при
преобразовании энергии двигателя в энергию механического движения.
E-mail:
Ключевые слова:
статическая характеристика, двигатель, механиче-
ская система.
Статическая характеристика — это характеристика преобразова-
ния энергии двигателя (тепловой, электрической, гидравлической) в
энергию механического движения. Она определяет скорость (угло-
вую или линейную), а также движущую силу (момент), равную силе
(моменту) сопротивления. Значения этих параметров не зависят от
значения параметра регулирования управляемого компонента преоб-
разователя и от времени. Примем, что преобразователь (преобразова-
тели) энергии располагается в системе с жесткими механическими
связями.
Статическая характеристика отражает зависимость выходной ве-
личины преобразователя энергии от входной для установившихся
движений при постоянной мощности на входе.
Основой статической характеристики вращательной системы при
указанном условии является частная статическая характеристика —
зависимость силового фактора (движущего момента
М
) от скорост-
ного фактора (угловой скорости
ω
) при постоянном значении управ-
ляющего воздействия (параметра регулирования
Y
) и моменте
М
,
равном моменту сопротивления
M
с
. Математическое выражение этой
характеристики имеет вид
ω
=
ω
(
М
, Y) или
М
= (
ω
,
Y
). Формально
параметры
М
,
ω
и
Y
выражаются вещественными числами, опреде-
ленными в областях, границами которых являются предельные зна-
чения этих же параметров. Величины
М
и
ω
имеют известный физи-
ческий смысл. Что же касается интервала изменения параметра
Y
, то
он выражается линейной зависимостью угловой скорости холостого
хода (
ω
=
ω
хх
при
М
= 0) от заданного закона регулирования (напри-
мер, перемещение органа управления дизелем — педали газа).
Графически частную статическую характеристику
ω
=
ω
(
М
,
Y
)
принято изображать двумя графиками, совмещенными по оси
ω
:
ω
=
1 2,3