УДК 629.76
Б. С. С а р б а е в, Ю. Ю. Ш и р ш о в,
К. П. Б а с л ы к
РАСЧЕТ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО
СОСТОЯНИЯ ПРЯМОУГОЛЬНОЙ ПЛАСТИНЫ
ИЗ УГЛЕРОД-КАРБИДНОГО КОМПОЗИТА
Приведен расчет напряженно-деформированного состояния тон-
кой пластины из слоистого углерод-карбидного композиционного
материала с ортогональным 2D армированием, позволяющий до-
статочно быстро предсказать механизм разрушения и рассчитать
разрушающую нагрузку. Предложен вариант аналитического реше-
ния задачи. Показано, что решение, найденное с помощью метода
конечных элементов, хорошо согласуется с аналитическим реше-
нием. Рассмотрен численный пример. Отмечено, что вследствие
низкой прочности углерод-карбидного композита на межслойный
сдвиг для тонкостенной пластины возможен механизм разруше-
ния, обусловленный расслоением.
E-mail:
Ключевые слова
:
углерод-карбидный композиционный материал, тонкая
пластина, напряженно-деформированное состояние, прочность, меж-
слойный сдвиг, разрушение.
В тонкостенных элементах конструкций современных летательных
аппаратов, испытывающих значительные тепловые и механические
нагрузки, применяются углерод-карбидные композиционные матери-
алы (УККМ). Как правило, они имеют слоистую структуру с орто-
гональным 2D армированием. В качестве наполнителя используется
углеродная ткань, уложенная в несколько слоев. Слои соединены ред-
кой поперечной прошивкой. В результате сложной термической обра-
ботки наполнителя, первоначально пропитанного полимерным связу-
ющим, получается карбидная матрица [1]. Особенностью УККМ явля-
ется то, что теплофизические и физико-механические характеристики
позволяют рассматривать его и как функциональный материал, обес-
печивающий теплозащиту конструкции, и как конструкционный, спо-
собный выдерживать сравнительно высокие силовые нагрузки. Имен-
но эти качества способствовали применению УККМ в современных
высокоскоростных летательных аппаратах, перемещающихся в усло-
виях земной атмосферы.
Рассматривая слоистый УККМ как конструкционный материал,
следует отметить, что ему присуща анизотропия свойств, а также
низкая жесткость и прочность при поперечном нагружении и меж-
слойном сдвиге. При испытаниях и эксплуатации это может вызвать
разрушение, обусловленное расслоением, даже сравнительно тонких
конструктивных элементов. В связи с этим повышенные требования
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
101
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...15