ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Естественные науки». 2012
166
УДК 519.1
Ю. И. Б р о д с к и й , А. Н. Мя г к о в
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРЕХ
СТРАН» В УЧЕБНОМ КУРСЕ
МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Статья посвящена проблемам возрождения в современном учеб-
ном курсе математического моделирования имитационной игры, в
которую играли в отделе Н. Н. Моисеева Вычислительного цен-
тра АН СССР в конце 1960-х — начале 1970-х годов такие видные
специалисты в области прикладной математики
,
как И. А. Ва-
тель
,
Ю. Б. Гермейер
,
Ю. Г. Евтушенко
,
Ф. И. Ерешко, А. Ф. Ко-
ноненко
,
П. С. Краснощеков
,
Ю. Н. Павловский
,
А.А. Петров.
E-mail:
Ключевые слова
:
имитационное моделирование, сложные системы,
имитационные игры, системы поддержки принятия решений.
Игра создана как реакция ряда сотрудников ВЦ во главе с
Н.Н. Моисеевым на зачастую непреодолимые трудности, постоянно
возникавшие при попытках внедрения математических методов в
управление народным хозяйством СССР. Эти трудности описаны
в ряде работ (см., например, [1—3]). Создатели игры объясняли их в
значительной мере недостаточным уровнем образования (особенно
математического) тогдашних чиновников, принимавших управленче-
ские решения. В результате возникло желание создать свой, свобод-
ный от бюрократов, виртуальный мир, с одной стороны, достаточно
сложный, чтобы в нем оставались черты реальных управленческих
проблем, а с другой — достаточно простой, чтобы его можно было
реализовать существовавшими в то время средствами, между про-
чим, весьма скромными по нынешним меркам.
Результаты игры, описанные в работах [4] (наиболее подробно),
[1] и [2], оказались парадоксальными: ведущие специалисты в обла-
сти теории игр, исследования операций и математической теории
управления довольно быстро довели свой виртуальный мир до ядер-
ной войны и глубокого кризиса. При этом аналог благосостояния
виртуального народа — целевой функционал игры — был забыт чуть
ли не в первую очередь. Причины этого анализировались в уже упо-
мянутых работах [1, 2, 4]. Однако до сих пор открытым остается сле-
дующий важный вопрос: а как же быть с главным посылом, с которо-
го началось создание виртуального мира? Что же, дело не в косности
МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1 2,3,4,5,6,7,8