2
ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
«университет Гумбольта», не может дать ответы на все вызовы иннова-
ционного общества. Фундаментальными принципами этой модели
являются академическая свобода и единство научных исследований и
образования. Эта модель предполагает, что государство и общество
полностью обеспечивают ресурсами работающих в университете пре-
подавателей и исследователей, которые генерируют фундаментальные
знания в основном в соответствии с их собственными интересами и до-
носят знания до студентов в тех объемах и формах, которые им пред-
ставляются наиболее рациональными. Новые задачи общественного
развития дают университетскому сообществу дополнительные возмож-
ности для реализации его интеллектуального потенциала. Кроме оста-
ющейся, как и прежде, возможности действовать в условиях академиче-
ской свободы (в рамках бюджетного финансирования) университетские
преподаватели и научные работники могут также ориентироваться на
запросы бизнеса и участвовать в конкурентной борьбе на глобальном
научно-образовательном рынке.
В развитых странах университетам отводится ключевая роль эко-
номических двигателей в процессах создания новых знаний, их пере-
даче в неакадемический сектор и коммерциализации [1]. Одновре-
менно университеты непосредственно влияют на развитие предпри-
нимательского общества, обогащая студентов соответствующими
умениями и навыками. В настоящее время Болонский процесс одно-
значно определяет необходимость корректировки системы отноше-
ний университетов с предприятиями, причисляя деятельность по
трансферу знаний к ключевым компонентам развития университета.
Коммерциализация научных исследований в вузах, например англо-
саксонской школы, имеет давнюю историю, в университетах Германии
значение этому вопросу стали уделять с 2000 г. В крупных и передовых
университетах, начиная с этого периода, создаются специальные струк-
турные подразделения, занимающиеся инновационным развитием,
трансфером знаний и технологий (ТЗТ). Главной задачей таких струк-
турных подразделений является доведение научных исследований,
проводимых в университете, до коммерческого использования, уста-
новление взаимодействия между вузовской наукой и промышленными
предприятиями, финансовыми структурами и другими субъектами ре-
ального сектора экономики. С помощью таких структурных подразде-
лений университеты могут заключать выгодные сделки по реализации
интеллектуальной собственности, права на которую принадлежат уни-
верситету. Наиболее гибкой и маневренной формой структурного
подразделения в Германии, занимающегося трансфером знаний и тех-
нологий университетов, являются общества с ограниченной ответствен-
ностью (ООО), 100 % капитала которых принадлежат университетам. В
консолидированном бюджете университетов доходы от трансфера зна-
ний и технологий составляют проценты, причем выход на рентабель-
ность достигается 10—12 лет и на первых порах университет как учре-
дитель покрывает убытки общества.
1 3,4,5