ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
1
УДК 531.768
К вопросу о разработке
малогабаритного аэрогравиметра
А.В. Быковский
1
, А.В. Полынков
1
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены проблемы разработки малогабаритного аэрограви-
метра, устанавливаемого на гиростабилизированную платформу. В
качестве датчика аэрогравиметра используется электромеханиче-
ский узел кварцевого компенсационного акселерометра типа Q-flex.
Исследована возможность получения минимальных уровней времен-
ного дрейфа характеристик и низкочастотных шумов в выходном
сигнале гравиметра. Приведены результаты экспериментальных ис-
следований гравиметра.
E-mail:
Ключевые слова:
аэрогравиметр, кварцевый компенсационный акселе-
рометр, передаточная функция, низкочастотный шум.
Современные тенденции уменьшения массогабаритных парамет-
ров гравиметрических комплексов связаны с необходимостью ис-
пользования в качестве носителей малогабаритных летательных
аппаратов как самолетов, так и вертолетов. Использование малогаба-
ритных летательных аппаратов позволяет существенно снизить экс-
плуатационные расходы при проведении гравиметрических съемок и
снизить горизонтальные скорости полета. Последнее требуется для
повышения точности измерений (до 0,1 мГал) при разрешении до
500 м для поиска полезных ископаемых в труднодоступных местах.
Малогабаритный аэрогравиметр должен работать в большом диапа-
зоне значений ускорений (0,1…200 000 мГал) и частотном диапазоне
ускорений летательного аппарата от нуля до 2 000 Гц. При высоких
требованиях к точности измерений ускорений необходимы термоста-
тирование гравиметра и установка его на гиростабилизированную
платформу в целях минимизации перекрестного влияния горизон-
тальных ускорений. Минимизация датчика аэрогравиметра позволяет
решить эти задачи с меньшими затратами.
Актуальность проблемы.
В качестве малогабаритного датчика
аэрогравиметра в настоящее время стали использовать компенсацион-
ные акселерометры [1], которые входят в состав инерциальных нави-
гационных систем. Однако параметры современных навигационных
акселерометров оптимизированы для измерения ускорений в составе
навигационной системы. Например, акселерометр QA-3000-030 фир-
мы Honeywell имеет температурную чувствительность масштабного
коэффициента 150 ррм/
°
С, температурную чувствительность сме-
щения нуля 15 μ
g
/
°
С, разрешение меньше 1 μ
g
, среднеквадратичное
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...14