Анализ технологических инноваций в вертолетостроительной отрасли и сравнительная оценка конкурентоспособности российских и зарубежных проектов перспективных скоростных вертолетов - page 2

Т.Г. Садовская, Я.Н. Афонина
2
В настоящей статье исследуются особенности создания и разви-
тия технологических инноваций в вертолетостроительной отрасли,
отличающейся высоким уровнем наукоемкости и конкурентной
борьбы на мировом рынке.
По имеющейся на 2012 г. информации, мировой рынок вертолетной
техники насчитывает около 50 тысяч гражданских и военных машин. Из
них легкие вертолеты (до 3,5 т) составляют 73%, средние (до 15–20 т) —
24 %, тяжелые — 3 %. Первоначально мировой рынок вертолетов пред-
ставлял собой рынок военных машин, но со временем активно начал
формироваться рынок гражданской вертолетной техники. В настоящее
время доля вертолетов на мировом рынке летательных аппаратов со-
ставляет около 18%. Стоит также отметить тенденцию увеличения этой
доли, что связано с ростом закупок вертолетов развивающимися стра-
нами Латинской Америки, Азии и Африки [7].
В работе прослеживается влияние на развитие вертолетострои-
тельной отрасли следующих факторов.
1.
Сочетание этапов эволюционного и революционного развития
.
Как известно, в соответствии с законами диалектики эволюционный пе-
риод развития техники и технологий сменяется революционным эта-
пом. Эволюционное развитие означает постепенное частичное улучше-
ние характеристик образцов продукции на основе применения ранее
известных научных достижений — улучшения тактико-технических
характеристик, расширения типажа и номенклатуры. Это не может при-
вести к резкому повышению качества и конкурентоспособности, но по-
степенно приближает к физическому пределу использования суще-
ствующих и хорошо апробированных технических решений.
Напротив, революционное развитие приводит к коренным каче-
ственным изменениям, созданию принципиально новых видов и ти-
пов продукции на основе научных открытий. При этом меняется
принцип действия технического объекта. Для его создания исполь-
зуются не применявшиеся ранее физические процессы. Однако такой
путь сопряжен с неопределенностью как технического, так и эконо-
мического характера, связан со значительными инвестиционными
рисками.
В отрасли вертолетостроения конкурентная борьба между образ-
цами техники революционного и эволюционного развития явно про-
слеживается на примерах проектов создания перспективных скорост-
ных вертолетов (ПСВ) и модернизации классических моделей [8].
ПСВ представляет собой революционный летательный аппарат,
сочетающий возможности вертолета и самолета. Впервые о такой
разработке заявила американская компания Sikorsky Aircraft в 2005 г.
Ее отличительной особенностью стали два соосных ротора, вращаю-
щиеся в противоположных направлениях, и толкающий винт, кото-
рый создает горизонтальную тягу (рис. 1). В сентябре 2010 г. опыт-
ный образец вертолета Sikorsky X2 в ходе очередного испытательно-
го полета установил рекорд скорости в 416,7 км/ч [9].
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,...13
Powered by FlippingBook