Вопросы развития интегрированных систем менеджмента на российских промышленных предприятиях в условиях продвижения продукции на международные рынки - page 1

1
УДК 339.92
Вопросы развития интегрированных систем
менеджмента на российских промышленных
предприятиях в условиях продвижения продукции
на международные рынки
© В.А. Дадонов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Анализируется динамика роста сертифицированных систем менеджмента каче-
ства и систем экологического менеджмента в России и мире. Раскрыты факто-
ры, снижающие эффективность систем менеджмента качества российских
предприятий. Обоснована необходимость создания и сертификации интегриро-
ванных систем менеджмента с целью повышения конкурентоспособности россий-
ских предприятий.
Ключевые слова:
качество, конкурентоспособность, система менеджмента ка-
чества, интегрированная система менеджмента, система экологического ме-
неджмента.
Вступление России в ВТО открыло свободный доступ на россий-
ский рынок иностранным компаниям. Это существенно осложнило
положение многих отечественных предприятий, обострило конку-
ренцию, заставило их активно изучать и внедрять достижения зару-
бежных фирм в управлении качеством, обеспечении конкурентоспо-
собности продукции, разработке эффективных систем управления
предприятиями.
За более чем 20 лет рыночных преобразований российскими
предприятиями в этом направлении проделана определенная работа.
Прежде всего это разработка и внедрение систем менеджмента каче-
ства (СМК) на базе стандартов серии ИСО 9000 и их сертификация.
Очевидны выгоды от этой деятельности:
– получение преимущества при участии в тендерах перед конку-
рентами;
– повышение имиджа предприятия в глазах инвесторов (как оте-
чественных, так и зарубежных);
– повышение качества продукции (услуг);
– снижение непроизводительных затрат;
– совершенствование системы управления предприятием;
– применение сертификата в целях рекламы;
– рост эффективности производства;
– улучшение работы с кадрами; и др.
В практику работы европейских предприятий устойчиво вошло
деление поставщиков на три группы [1]:
1 2,3,4,5,6
Powered by FlippingBook