Формирование представлений о будущей специальности у студентов младших курсов в рамках дисциплины «Введение в специальность» - page 4

В.С. Зарубин, Г.Н. Кувыркин, И.К. Марчевский
Необходимо также уделить внимание вопросам программной ре-
ализации алгоритмов решения задач и организации вычислительно-
го эксперимента [10]. Опыт общения со студентами младших кур-
сов показывает, что они имеют весьма смутное представление об ис-
тории развития вычислительной техники и, следовательно, едва ли
могут себе представить, какими ресурсами располагали математики-
прикладники несколько лет и десятилетий назад. Тем не менее такие
знания необходимы, поскольку понять в полной мере логику и направ-
ление развития математических методов в отрыве от истории развития
ЭВМ едва ли возможно.
Студентов следует познакомить с основными вехами истории вы-
числительной техники, обращая внимание на то, что отечественные
вычислительные машины 50 – 70-х годов XX в. («Стрела», МЭСМ,
БЭСМ, «Урал», СМ, ЕС ЭВМ/ПЭВМ) не уступали, а по ряду пара-
метров и превосходили зарубежные образцы. Эти вычислительные
машины стали мощным инструментом в руках советских ученых, они
позволили проводить исследования ряда сложнейших математических
моделей, востребованных прежде всего в оборонной и космической
отраслях. В частности, именно на машине «Стрела» – первой оте-
чественной ЭВМ – в Институте прикладной математики Академии
наук под руководством М. В. Келдыша был проведен расчет полета
первого спутника и первого полета человека в космос. Отметим, что
с 2002 г. в Институте прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН
действует филиал кафедры ФН-2 «Прикладная математика» МГТУ
им. Н. Э. Баумана.
Выдающиеся ученые — математики и механики.
С именем и на-
учной деятельностью М. В. Келдыша во многом связано становление
в нашей стране прикладной математики как научного направления.
К сожалению, осведомленность сегодняшних студентов о творцах со-
временной науки — наших соотечественниках — оставляет желать луч-
шего. Опыт общения с первокурсниками показывает, что на предложе-
ние назвать фамилии известных им советских и российских ученых-
математиков и механиков, а также выдающихся инженеров, от целого
студенческого потока удается услышать пять-семь фамилий (вспоми-
нают А. Н. Колмогорова, С. М. Никольского — по-видимому, как ав-
торов школьных учебников математики, С. П. Королева, И. В. Курча-
това, Л. Д. Ландау, последние двое — скорее физики-теоретики). По-
сле некоторых раздумий и серии «наводящих вопросов» называют
еще несколько фамилий. Печально, но имя М. В. Келдыша — мате-
матика, инженера, ученого, крупного организатора науки, президента
АН СССР — для многих студентов совершенно неизвестно. Поэто-
му несколько лекций (две-три) в рамках курса «Введение в специаль-
ность» посвящается рассказу о жизни и деятельности выдающихся
4
1,2,3 5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook