Проектные особенности спускаемых аппаратов класса "несущий корпус" - page 8

В.Е. Миненко, А.Н. Семенко, Е.Н. Шиляева
8
В процессе проектных исследований сформулированы требова-
ния к аэродинамической схеме подобного класса СА, изучены схемы
аппаратов различных конфигураций, в том числе и эксперименталь-
но, что осуществлялось в условиях достаточно полного финансиро-
вания в объеме научно-исследовательской государственной про-
граммы США. Были исследованы вопросы обеспечения безопасной
посадки СА; различные типы комплексов средств посадки и вопросы
компоновочного плана, включая эффективность использования внут-
реннего объема СА и обеспечения требуемой центровки; рациональ-
ные конструктивные схемы; вопросы создания эффективной тепло-
защитной системы и т. д. Много внимания было уделено исследова-
нию совместимости СА с ракетой-носителем, обеспечению устойчи-
вости и управляемости на всех режимах полета, а также вопросам
стоимости и возможности многократного использования.
Привлекательность аэрокосмических СА класса «несущий кор-
пус» для использования в космических программах привела к уча-
стию в исследовании их характеристик целого ряда аэрокосмических
фирм и научно-исследовательских организаций в первую очередь в
США, а также и в других странах (Россия, Германия, Япония и т. д.).
В США были проведены серьезные разработки целого ряда объектов
этого класса, включая летные испытания. В 1964 г. была принята
программа START (разработка технологии создания космических СА
и исследование входа в атмосферу), предназначенная для изучения и
решения основных проблем при создании СА многократного приме-
нения. Программа START объединила несколько исследовательских
программ: ASSET (исследование аэротермодинамических и проч-
ностных характеристик конструкции СА в летных условиях), PRIME
(исследование точности посадки СА с использованием маневра на
атмосферном участке спуска), PILOT (летные испытания пилотируе-
мых СА с подъемной силой на малых скоростях полета). Характерно,
что существенное внимание уделяли аэродромной посадке СА как
основному типу комплекса средств посадки пилотируемых аппара-
тов. В ходе реализации этих программ были получены ценные ре-
зультаты, во многом повлиявшие на дальнейшее развитие космиче-
ской техники как в США, так и в других странах [12].
После разработки аэробаллистической концепции, определяющей
требования к районам и точности посадки СА и формулирующей
требования к таким параметрам аппарата, как аэродинамическое ка-
чество, нагрузка на несущую поверхность, алгоритм управления на
атмосферном и внеатмосферном участках полета, решают задачу по
определению облика СА, т. е. выбирают его аэродинамическую фор-
му. Одновременно большое внимание уделяют вопросам минимиза-
ции массы и габаритных размеров СА, т. е. концепции аэротермоди-
намической и массогабаритной модели. Здесь проявляется сильное
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,...26
Powered by FlippingBook